Презентация фольклорно-этнографического отдела
1 сентября 2017

 

 

Фольклорно-этнографический отдел — это структурное подразделение Дома детского творчества «Современник» художественной и социально-педагогической направленностей.

Творческое ядро отдела — это фольклорный ансамбль «Горница», образцовый детский коллектив (с 2013 года), зарекомендовавший себя на площадках района, города, страны и на международном уровне как крепкий самобытный коллектив со своими традициями, собственной архивной базой произведений и неизменно высоким профессионализмом.

Основной образовательной деятельностью отдела является реализация специализированных программ, направленных на всестороннее изучение русских традиций и, в первую очередь, песенного фольклора. Эта деятельность осуществляется в соответствии с принципами преемственности, т. е. от простого к сложному. Таким образом, в «Горнице» можно выделить три ступени:

  1. Детский фольклор
  2. Школа русской традиционной культуры
  3. Фольклорный ансамбль «Горница».

«Детский фольклор». Целями программы являются: создание условий для самовыражения учащихся в сфере песенного народного творчества и традиционного рукоделия; воспитание бережного отношения к традициям народной культуры, фольклору.

Программа «Детский фольклор» рассчитана на реализацию в течение двух лет и состоит из двух самостоятельных модулей: «Традиционное рукоделие», которое ведёт специалист-прикладник, и собственно «Детский фольклор», который включает пение, танец и теоретический блок. При этом наиболее пристальное внимание уделяется освоению детьми различных жанров устного, музыкально и игрового фольклора. Акцент же делается на развитии личности учащегося в процессе познания основных видов народного искусства, закладываются базисные единицы эстетических знаний на разнообразных примерах народного мастерства.

Школа русской традиционной культуры «Горница» (ШРТК) — это комплексная программа, направленная на всестороннее освоение учащимися русской традиционной культуры: фольклора, обрядов и праздников, различных видов рукоделия, игры на народных инструментах.

Обучение в школе происходит в течение трёх лет. Для ребят, прошедших обучение по программе «Детский фольклор» Школа русской традиционной культуры становится логичным продолжением обучения в русле традиции, но на более высоком уровне. Тем не менее, прохождение курса «Детского фольклора» не является обязательным: в ШРТК принимаются и вновь пришедшие учащиеся 8-9 лет. Обучение происходит в разновозрастных группах, причём набор (или добор) происходит в каждую из трёх групп, соответствующим годам обучения.

Образовательная программа ШРТК «Горница» включает в себя 10 программ, взаимно дополняющих друг друга. Путем вовлечения детей в работу сразу нескольких объединений создаются благоприятные условия для погружения в мир традиционной культуры и освоения ее ценностей.

Программы, входящие в «ШРТК», образуют два блока:

  1. первый блок — дисциплины, позволяющие познакомить учащихся с различными сторонами русской традиционной культуры:
    • «Музыкальный фольклор»,
    • «Русская культура»,
    • «Этнография»,
    • «Традиционное рукоделие»,
    • «Традиционный танец».
  2. второй блок — дисциплины, направленные на развитие общемузыкальных способностей учащихся, расширение их музыкального кругозора:
    • «Сольфеджио»,
    • «Музыкальная литература»,
    • «Игра на фортепиано»,
    • «Игра на гармони»,
    • «Игра на балалайке».

Одной из главных форм обучения в ШРТК является участие в календарных праздниках, на которых воссоздаются, «проживаются» фрагменты традиционных обрядов. Праздники объединяют творческие усилия учащихся, их родителей и педагогов.

Основополагающим принципом обучения в ШРТК является обращение к аутентичным, то есть подлинными фольклорно-этнографическим материалам и использование этнографически достоверных источников. С этой целью ежегодно проводятся фольклорно-этнографические экспедиции в различные области России, в которых участвуют и педагоги, и учащиеся Школы. Благодаря этим поездкам формируется полевой архив отдела, куда входят аудио- и видеоматериалы, предметы народного быта, костюмы, музыкальные инструменты. На основе полевых материалов происходит воссоздание образцов народного костюма различных регионов России, воспроизведение фрагментов традиционной культуры (праздников крестьянского календаря, свадебного обряда и др.). Аудио и видеозаписи, которые педагог воспроизводит на занятиях, позволяют ученикам освоить местный диалект, терминологию, особенности музыкального звучания, а также изучить традиционную хореографию.

Программа «Школа русской традиционной культуры «Горница» стала победителем Городского тура VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2005-2006 гг.).

Фольклорный ансамбль «Горница» существует на базе ДДТ «Современник» с 1994 года.

Руководитель фольклорного ансамбля «Горница» Татьяна Владимировна Ананчёнок признана лучшим педагогом дополнительного образования 2012-2013гг. в Санкт-Петербурге, является победителем районного и дипломантом городского тура конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям».

За годы существования ансамбля был накоплен огромный репертуар разных жанров: песни, танцы, театральные представления, игровые программы на основе материалов, записанных в фольклорно-этнографических экспедициях в разные регионы России.

Ансамбль является победителем, дипломантом и лауреатом международных, всероссийских, региональных, городских и районных конкурсов и фестивалей:

Коллектив активно принимает участие в мероприятиях различного уровня: выставках, праздниках, семинарах, а также в мероприятиях ДДТ «Современник», является организатором благотворительных концертов.

Участники ансамбля самостоятельно изготавливают костюмы, реквизит к игровым и театральным программам.

Обучение в ансамбле проводиться по 3 дополнительным общеобразовательным программам.

«Музыкальный фольклор. Круглый год» — программа направлена на знакомство и приобщение учащихся к традициям и обычаям русского народа. Отличительной особенностью данной программы является обучение вокальному песенному искусству, приближённому к подлинно фольклорному исполнению. Объективность программы и её ознакомительные знания предполагают дальнейший рост для всестороннего развития личности.

«Народный театр» — программа, направленная на обращение к различным видам традиционного народного театра и создание на этой основе новых театральных представлений. В процессе обучения у учащихся формируется устойчивая потребность к самореализации в сфере народного театра, позволяющей им освоить ценности этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие.

«Художественно-декоративное оформление народного театра» — программа, в ходе изучения которой учащиеся знакомятся и расширяют свои представления о разных видах народных представлений, становлении художественного мышления, овладевают технологиями изготовления различных видов декораций, инструментами для изготовления декораций и кукол к спектаклю, учатся приемам создания изображений в различных техниках.

Также в отделе реализуются самостоятельные, не включённые в комплекс, программы сопутствующей направленности:

«Плетение и ткачество» — двухлетний курс, знакомящий учащихся с принципами старинного вида рукоделия, которым в своё время владела каждая женщина — ткачеством на дощечках, на берде и ткацком станке. Пояса, шарфы, сумочки, панно, детали народного костюма и т. д. — те изделия, которые сможет сделать каждая девочка, пришедшая в объединение.

«Кружевоплетение на коклюшках» — кропотливое, изящное рукоделие, когда-то очень модное, и сейчас переживающее очередной подъём. Работа с тонкими нитями, бусинами, следование прихотливым узорам вологодского, киришского, вятского кружева воспитывают внимание, вкус, чувство прекрасного, а также дают необыкновенное чувство прикосновения к уникальному виду творчества, предназначенном для избранных.

«Молодецкие забавы» — программа, разработанная специально для воспитания мальчиков, для их знакомства с русскими традициями, для их погружения в культуру мужских промыслов, движений, мыслей, для формирования того фундамента, на котором в будущем будут строиться полноценная семья, уважение и самоуважение, здоровые взаимоотношения со сверстниками и старшим поколением.

Программа «Молодецкие забавы» и её автор Борис Анатольевич Артёменко — победители в конкурсе педагогических программ «Идея. Образ. Воплощение» 2012 (номинация «Дебют»).

«Фольклорный праздник» — программа, направленная на знакомство учащихся с отдельными обрядами и обычаями русского народа, с основными праздниками календарного круга, а также с народными театрализованными представлениями, сопровождающими эти праздники. Освоение традиционного пения, хореографии происходит в естественной среде фольклорного праздника через непосредственное участие в нём учащихся.

«Введение в мир русской традиционной культуры» — программа, целью которой является создание условий для творческого развития личности ребенка через приобщение к русской традиционной культуры. Новизна программы отражается в комплексном подходе к развитию музыкальных способностей, риторики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на базе русских народных традиций.

В отделе реализуется Программа духовно-нравственного развития, принесшая её авторам (педагогам отдела) победу в городском и региональном этапах Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Программа включает в себя комплекс мероприятий и праздников, формирующих у современных детей основы нравственности, понимание духовных основ жизни и, наряду с толерантным отношением к миру, социокультурную самоидентификацию. Программа в действии — это ежемесячные (и чаще) праздники, гуляния, познавательно-развлекательные и интерактивные мероприятия, к участию в которых привлекаются не только учащиеся отдельных объединений, но и все ребята ДДТ «Современник», их родители, друзья, а также гости и приглашённые коллективы города.