Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Формирование у современных детей представлений о семье через различные формы работы «Школы русской традиционной культуры „Горница“»

В Доме детского творчества «Современник» в 1994 году на базе фольклорно-этнографического отдела была создана Школа русской традиционной культуры «Горница». Обучение в Школе осуществляется по комплексной программе, состоящей из 10 образовательных программ: «Русская культура», «Музыкальный фольклор», «Этнография», «Традиционный танец» и другие. Каждый из этих курсов, по своему, рассматривает вопросы, связанные с традиционной семьёй, но более всего им уделяется внимание на занятиях по «Русской культуре» и «Этнографии».

Темы: «Духовно-нравственные основы устроения семьи», «Семейные традиции в русской культуре», «Этика поведения в семье» освещаются педагогами на основе традиционного мировоззрения народа. Так, например, духовно-нравственные устои семьи веками формировались под влиянием веры народа в Божественное происхождение союза между мужчиной и женщиной, со времён Адама и Евы. Семейные отношения на Руси всегда строились на евангельских принципах любви, смирения и добродетели, о чём убедительно рассказывается в книге «Домострой» — шедевре древнерусской литературы.

Далее дети знакомятся с примерами благочестивых русских семейств, при жизни достигших святости: Петра и Февронии — Святых князей Муромских, родителей Преподобного Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и его супруги, императора Николая II и Александры Романовых. Эти семьи оставили неизгладимый след в истории России и русской культуры.

На занятиях курсов музыкального цикла дети осваивают различные жанры семейного фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, детские игры и хороводы, посиделочные песни, сказки, свадебные причитания, поминальные стихи, что приобщает их к пониманию глубинных семейных традиций.

На танцевальных занятиях дети учатся водить хороводы, разучивают парно-бытовые танцы, кадрили. Танцевальная культура помогает осваивать правила целомудренного взаимоотношений между девушкой и парнем, уважительного и бережного отношения друг к другу.

Благодаря «Традиционному рукоделию» воспитывается не только трудолюбие, но и желание украсить дом своими руками, умение ценить и понимать народное искусство, закладываются черты добродетельной хозяйки, понимания миссии женщины и матери в семье.

Неотъемлемой частью работы Школы являются фольклорно-этнографические экспедиции. Обычно участники экспедиций останавливаются в семьях местных жителей, таким образом активно включаясь в семейную атмосферу деревенской жизни. В таких поездках дети имеют возможность самостоятельно сформулировать вопросы к носителям народной традиции и, получая ответы, расширяют свои познания в области семейных отношений. Нередко ребятам удается самим принять участие в различных семейных обрядах, не потерявших своей актуальности и в наши дни.

В экспедициях воспитывается уважительное отношение к пожилым людям, умение внимательно слушать, воспринимать и оценивать жизненный опыт стариков — что так необходимо в отношениях детей к своим собственным родителям, бабушкам и дедушкам.

Наиболее интересным и ярким событием в семейной обрядности на Руси всегда была свадьба.

Дети и сегодня любят играть в «свадьбу» как с куклами, так и разыгрывая фрагменты свадебного действа по ролям.

В глазах ребенка важным является то, что материал, собранный им в процессе «полевой» работы, берётся за основу реконструкции свадебного обряда. Так в Горнице были созданы кукольные спектакли — «Северная» и «Смоленская свадьба», а также воссоздана свадебная игра с. Овстуг Жуковского района Брянской области в виде театрализованного спектакля и киносюжета.

Укреплению семьи, на наш взгляд, способствуют народные праздники, ведь традиционный праздник, как ничто другое, объединяет весь народ и, конечно же, семью. Вместе с детьми «Горницы» к датам народного календаря готовятся и родители: в Рождество встречают у себя дома ватаги детей — колядовщиков, угощая их козулями, на Масленицу вместе с детьми ходят в парк кататься с гор, готовят обрядовую трапезу — блины, а на праздник «Сороки» пекут булочки в виде жаворонков, закликают весну. В Пасху всей семьёй ожидают прихода волочебников, щедро одаривая их куличами и крашеными яйцами. Так из года в год у ребенка формируется устойчивое желание в день праздника переживать радость совместно со своими друзьями и в первую очередь с родителями.

Наиболее трепетно в «Горнице» всегда готовятся к «Сретению» — особому празднику фольклорных семей нашего города. В нем принимают участие те, кто сохраняет традиционный подход к чадородию, воспитанию, обучению и семейному досугу. Каждая семья в полном составе показывает народные игры, песни, танцы или театр. Всё это наилучшим образом иллюстрирует, что фольклорная традиция действительно способствует укреплению семьи. Праздник проходит ярко, насыщенно в течение 6-7 часов, но участникам трудно разойтись, хотя и зачем: вся семья рядом. Чувствуя присутствие родителей, старших братьев и сестер, даже младенцы впитывают радостную атмосферу совместного веселья. Такие праздники воспитывают в детях любовь не только к своей собственной семье, но и к «семье» в высшем смысле этого слова — к родному Отечеству.

Конечно же невозможно возродить в современном обществе, изменившемся мире идеальную модель традиционной русской жизни, но можно попытаться, используя возможности дополнительного образования, раскрыть перед детьми и их родителями целостность, богатство, огромный положительный потенциал фольклорной традиции, чтобы они смогли взять из нее самое лучшее для своей собственной семьи.

Для нас, педагогов, наиболее ценным является то, что наши девочки и мальчики, повзрослев, исполняют традиционные свадебные обряды на своих собственных свадьбах. Это вселяет в нас надежду, что традиция жива и продолжает хранить семью в наше сложное время.

Кайдун В. В.,
заведующая фольклорно-этнографическим отделом