Педагоги

Кайдун Вера Викторовна

1

Образование:
Новосибирский Государственный педагогический институт. Окончание — 1978 год. Историко-педагогический факультет.
Квалификация: учитель истории, методист воспитательной работы.
Должность — педагог-организатор.
Педагогический стаж — 32 года.
Квалификационной категории — высшая.

 

Как всё начиналось

Во время перестройки, при развале государства и всех организационных структур, бывшим работникам комсомольской и пионерской организации было предложено заняться новыми формами массовой работы для организации досуговой деятельности подрастающего поколения. Интуитивно я выбрала направление, связанное с народными традициями. Затем ряд замечательных встреч и знакомств привёл к тому, что образовался коллектив единомышленников, который ратовал за изучение, возрождение и пропаганду воссоздание истинной русской традиционной культуры. У истоков нашего фольклорно-этнографического отдела стояло много энтузиастов. Но самыми искренними и преданными единомышленниками были Алексеева Маргарита Алексеевна, Ананчёнок Татьяна Владимировна и Леонтьев Владимир Васильевич, которые и по сей день трудятся в «Современнике».

Стучащему, да откроется…

С самого начала работы нашего отдела было выбрано главное направление — опора на аутентичную традицию. Доступ к такому материалу был крайне ограничен. Пришлось сразу организовывать фольклорно-этнографические экспедиции. Нужны были деньги. Чтобы оформить кабинеты в народном стиле, тоже требовались немалые средства. Стали искать спонсоров. Сегодня и перечислить невозможно всех, кто помогал нам за эти годы. Но всё-таки особенно хочется вспомнить Королёва Александра Вадимовича, Ковалевского Валентина Леоновича, Орлова Виктора Антоновича, Дорошенко Лидию Васильевну, Корытина Сергея Николаевича, которые были наиболее добры, щедры и отзывчивы. Большое Вам спасибо!

Время поисков

Нужно отметить, что истинная традиционная культура не была популярна вначале перестройки. Дети и взрослые не могли долго слушать протяжные русские песни, народный костюм подчас вызывал усмешку, а необходимость сделать что-то своими руками — явное отторжение. Какие мы только не предпринимали попытки охватить изучением народной культурой учащихся близлежащих школ! Выступления на родительских собраниях, создание различных программ, интегральных курсов, совместная деятельность по проведению уроков труда и музыки. Проверяющие умилялись обилию наших программ, но толку было мало. Тогда и родилась идея создания Школы русской традиционной культуры " Горница«.

«Каждому овощу своё время»

— говорит русская пословица. Прошло 16 лет поисков, взлётов и падений. Постепенно развивалось фольклорное движение, педагоги профессионально росли, накапливался творческий потенциал. И вот наш «овощ» созрел. В мае 2011 года в ШРТК готовится уже 7 выпуск. Особая радость для нас, что выпускники Школы продолжают заниматься в фольклорном ансамбле «Горница», бывают на праздниках; что бывшие наши воспитанники — Анна Кокарева, Евгения Рейзнек работают у нас педагогами дополнительного образования, а Светлана Карих после окончания государственного университета культуры и искусства даже возглавила отдел.

Удивительное — рядом

Выезжая в фольклорные экспедиции в Суземский и Жуковский районы Брянской области, наш коллектив, как оказалось, помог переосмыслить своё отношение к народной традиции людям, с которыми доводилось встречаться и вести совместную работу. Как правило, это были сотрудники районных отделов культуры. Именно наше пристальное внимание и бережное отношение к сбору информации позволило увидеть им и оценить тот фольклорный материал, рядом с которым они живут. После совместного обмена опытом родились фольклорные ансамбли в посёлке Суземка и посёлке Эдазия, которые стали работать с опорой на аутентичный материал.

Фольклорный ансамбль «Горошины»
пос. Эдазия Жуковского района Брянской области

Из личного опыта

Когда-то мои дети — дочь Екатерина и сын Дмитрий — пели в ансамбле «Горница». Эта любовь живёт в них и по сей день. Их дети — мои внуки — также приобщаются к традициям: участвуют в народных праздниках, в доме звучат народные песни, потешки, готовятся традиционные кушанья.

Я люблю всматриваться в лица наших воспитанников

Они удивительны и прекрасны — открыты, чисты и добры. Народная культура и традиции преображают весь духовный мир человека. Многовековой опыт предков спасает от суеты огромного города, объединяет, наполняет смыслом всю нашу жизнь