Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Об участии в Петербургском открытом научно-практическом семинаре «Современные игровые технологии в системе дополнительного образования детей»

28 и 29 марта в 2013 в ГБОУ Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» проходил Петербургский открытый научно-практический семинар «Современные игровые технологии в системе дополнительного образования детей». Его участниками были ученые, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, заведующие отделами и заместители директоров учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга и пригородов, других городов России. От Дома детского творчества «Современник» выступили Николаева Татьяна Алексеевна, педагог дополнительного образования отдела ИЗО и ДПИ, и я, Артеменко Борис Анатольевич, педагог дополнительного образования фольклорно-этнографического отдела. Тема моего выступления в секции «Игровые технологии как средство решения актуальных проблем современного детства» была «Роль традиционной русской игры в решении проблем детства».

О подготовке к семинару

За этот учебный год я участвовал в двух научно-практических конференциях. Они были посвящены проблемам инклюзивного обучения в системе УДОД и современным образовательным технологиям. Я пытался понять и осмыслить услышанное и увиденное, что-то применить в своей практической деятельности.

На семинар нужно было подготовить презентацию к докладу. На мой взгляд, это было самая легкая часть работы. Самым же сложным было написать текст выступления. Сделать так, чтобы за короткое время сказать самое главное и важное, высказать свою мысль и показать, как это реализуется.

Тема моего выступления была связана с сегодняшними проблемами детей и школьников. К ним можно отнести неумение и нежелание детей общаться друг с другом и со взрослыми (это даже не столько проблема детей, сколько проблема всего общества), размытое представление о родной культуре, незнание традиционных праздников, малоподвижность детских игр, а также немотивированную агрессию, замкнутость, отсутствие интереса к чему бы то ни было, оторванность от социума и др.

Все эти проблемы мне помогли выявить и сформулировать мои коллеги-педагоги: заведующая фольклорно-этнографическим отделом Анна Вячеславовна Вишнякова, заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Сергеевна Широкова, заведующая кабинетом научно-методического сопровождения досуговых программ ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» Ирина Михайловна Карелова — с ними мы обсуждали и формулировали основные тезисы моего доклада.

Об участии в семинаре

Семинар длился два дня. Я выступал в первый день, когда проходило пленарное заседание и работали секции:
• опыт внедрения игровых технологий в воспитательный процесс образовательных учреждений;
• современные игровые технологии в культурно-досуговой деятельности педагогов УДОД;
• игровые технологии как средство решения актуальных проблем детства;
• результативность и диагностика досуговых программ.

В рамках работы третьей секции обсуждались проблемы современных детей. Озвученные проблемы относились, с моей точки зрения, не столько к проблемам самих детей, сколько ко всему обществу в целом.

Вызвали интерес доклады:
• Ефимовой Е. А., заведующей кабинетом хранения и обработки фондов Музея истории детского движения МГДД(Ю)Т, г. Москва, которая познакомила нас с организацией игр отечественными педагогами в царской и советской России начала ХХ века;
• Гончаровой Г. В., руководителя ресурсного центра ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района по теме «Настольные современные игры — новое качество общения в семье, в детских объединениях», рассказавшей о настольных играх как способе совместного досуга детей друг с другом и детей со взрослыми в семье;
• Титляевой Г. Н., директора МАОУ ДОД ДЮЦ «Рифей», г. Пермь, поделившейся с нами опытом культурно-досуговой работы в Перми с детьми, подростками и их родителями.

В моем выступлении «Роль традиционной русской игры в решении проблем детства» были представлены проблемы детей, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе работы, и пути их решения. В фольклорно-этнографическом отделе мы используем игру во всём её многообразии: традиционная и дидактическая игра, игровые упражнения, компьютерная игра.

В качестве примеров были показаны:
• традиционные народные игры «Уж мы сеяли лен», «А мы грушу посадили» и «Розочка алая»;
• дидактические игры и упражнения: «Домино» и «Парные картинки»;
• компьютерная игра: интеллектуально-этнографическая викторина, посвященная празднику «Сóроки».

В завершении моего выступления был сделан вывод о том, что в процессе работы в Школе русской традиционной культуры «Горница» с помощью различных игр у детей формируются правильные представления о родной русской культуре как о культуре живой и динамично развивающейся, представления о том, что важно и нужно защищать свои традиции.

Б. А. Артеменко,
педагог дополнительного образования