Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Покровские посиделки в Школе Русской Традиционной Культуры «Горница»

Быстро промчалось лето, начался учебный год. Вновь раскрылись двери Дома Детского Творчества «Современник» для учащихся и только что поступивших ребят. Под крышей общего Дома встречает учеников и Школа Русской Традиционной Культуры «Горница».

В жизни нашей школы будни чередуется с праздниками народного календаря. Первый праздник, который собирает всех вместе — учеников и родителей, педагогов и гостей — это Покров.

Придёт Покров —
землю снегом покроет,
девушкам головы платками украсит,
игрища да хороводы под кров заведёт.

Но не бывать Покрову весёлым и сытным праздником без двух урожайных праздников — Дожинок и Оспожинок. Эти важные вехи народного календаря приходятся на конец лета и начало осени, поэтому посиделки начались с повествования об этих праздниках.

Наши учащиеся вместе с родителями подготовили краткие, но яркие выступления. Миша Алексеев и его мама Ольга Викторовна рассказали, что Дожинки знаменуют собой конец сбора зерновых культур — жита. В этот день чествуют жниц, украшают полевыми цветами и лентами последний сноп, сжатый на поле. Этот сноп назывался Дожиночным или Именинником. Его ставили в Красный угол.

Семью Михайловых представляла мама — Наталья Анатольевна. Она порадовала нас тем, что рассказала замечательную поучительную сказку, сохраняя диалект новгородской области, о мельнице, которая перемалывала не зерна, а людей — старых на молодых. Да вот только беда — мельник велел всем молодым, выходящим из-под жерновов, брать с собой грехи, которые накопил старый человек за всю свою жизнь. Это оказалось не всем под силу.

Видение мира у наших предков было таковым, что мир людей и мир природы воспринимались неразрывно слитыми, использовались одни и те же образы, объясняющие происходящее в человеческой и природной сфере жизни. Не случайно праздник Дожинки или Госпожинки приходится на день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Как зерно, брошенное в землю, умирает, чтобы родились новые зёрна, так и Богородица засыпает в этой жизни, чтобы родиться в новой жизни и быть заступницей всему роду человеческому.

Вслед за летом наступают осенины (3 встречи осени), и вместе с ними приходит праздник Оспожинки. Анастасия Владимировна Егорова показала нам целую корзину овощей — ведь Оспожинки — это, по существу, праздник урожая. Наступает он 21 сентября, когда и в поле, и на огороде собраны почти все овощи. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее был праздник. Его могли справлять порой целую неделю. Обязательным было приглашение молодых к родителям невесты вместе со свёкром и свекровью. Это делалось для скрепления добрых отношений между семьями, для умножения любви к ближним. Внуки нередко оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.

Уважительное отношение и почитание семьи напоминает нам, что в этот день чествуется святое семейство Богородицы. Её чудесное рождение было наградой престарелым родителям за их праведную и благочестивую жизнь. Итак, праздник урожая — это вершина человеческого труда, условие продолжения жизни на земле. А Рождество Богородицы — это исполнение обещания о продолжении жизни, но жизни вечной. В конце выступления Оля, Петя и Анастасия Владимировна Егоровы исполнили духовный стих Брянской области о Богородице «Ходила Мария по тёмным лесам».

О самом главном празднике этого дня — Покрове — рассказала нам семья Немиловых в своей инсценировке. Папа и мама — Геннадий Геннадьевич и Наталья Васильевна, Маша и даже маленькая Соня объясняли 6-летнему Грише, который решил долго спать в этот день, — какой замечательный и важный праздник наступил сегодня. Переживания Маши Немиловой разделяли все невесты на выданье — каждой хотелось первой поставить свечу перед иконой Богородицы, но угнаться за ней так и не смогли. Маша приготовила «обыденку»: за один день напряла и соткала ткань-рушник для украшения образ Покрова Пресвятой Богородицы. В честь праздника вся семья исполнила Величание Знаменным распевом.

Гостями на наших покровских посиделках были участники фольклорного коллектива «Ладушки» из Красного села. Ребята приехали со своими родителями и педагогом Дороговой Татьяной Дмитриевной. Они активно участвовали во всех народных играх, танцах, хороводах, а потом и сами исполнили несколько песен.

Добавить веселья к празднику пришли «два брата, только не с Арбата» ¬ это Фомка и Ерёмка, скоморохи из народного кукольного театра. Они стали инициаторами засолки капусты. Ребята разгадывали загадки, а ответы — кадушка, сечки, кочаны капусты, морковь, соль, клюква — появились «на сцене». И пошла работа — рубить мог кто пожелает, только при этом надо было исполнять частушку. Рубщики ударяли сечками в такт музыке, двигаясь вокруг кадушки, что позволило весело и быстро нашинковать для засолки барыню-капусту.

К этому времени были подведены итоги традиционного конкурса пирогов. Фомка и Ерёмка оказались тут как тут:

Ф. Эй, господа!
Е. Пожалуйте сюда!
Оба: Кланяюсь и рекомендуюсь:
Ф. Пирожник Фомка — белая головка.
Е. Пирожник Ерёмка — кучерявая головка.
Ф. Пожалуйте, господа почтенные,
Е. Пирожки у нас горячие отменные!
Ф. Такой редкий предмет,
Е. Что ни одного таракана в них нет.
Ф. А если и попадётся вам муха,
Е. Так она не проест брюха.
Ф. Подходите, братцы, торопитесь
Е. Не сумлевайтесь, не объедитесь!

Ведущая Вишнякова Анна Вячеславовна попросила скоморохов помочь провести ей награждение победителей. Их было очень много. Призы получили все, кто принял участие в конкурсе.

На трапезе всем был предложен капустный салат совместного приготовления, а затем огромное разнообразие вкуснейших домашних пирогов. Здесь можно было отведать покровский каравай, маленькие и большие пирожки и пироги. Разнообразие начинок, мастерство украшения, секреты традиционной кухни, — всё это было продемонстрировано умелыми хозяйками.

После чаепития у всех желающих была возможность ещё поиграть в народные игры и потанцевать под гармошку.

Благодарим всех принявших участие в празднике и его подготовке: педагогов Школы русской традиционной культуры, всех учащихся и их родителей, гостей из фольклорного ансамбля «Ладушки» и лично Татьяну Дмитриевну Дорогову за радость, которую мы получили при совместном общении, за искреннюю любовь к традиционной народной культуре.

Кайдун Вера Викторовна,
педагог-организатор фольклорно-этнографического отдела