Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Система духовно-нравственных ценностей объединяет общество

6 ноября 2015 года в Выборгском районе состоялись Рождественские чтения «Традиции и новации. Культура. Общество. Личность». Организаторы мероприятия: администрация Выборгского района Санкт-Петербурга и Выборгский благочинный округ Санкт-Петербургской епархии. Слушателями чтений были руководители, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, методисты образовательных учреждений, педагоги воскресных школ Выборгского благочиния.

Колокольный звон возвестил о начале мероприятия.

Со вступительным словом к педагогическому сообществу и церковным служителям обратилась методист Информационно-методического центра Наталия Владимировна Федоренко, которая представила членов президиума.

Участников Рождественских Чтений приветствовали:

  • Наталия Евгеньевна Никишина, заместитель главы администрации Выборгского района,
  • протоиерей Александр (Будников), благочинный Выборгского благочиннического округа.
  • Наталия Евгеньевна Никишина

    Сегодня перед обществом стоит важный вопрос, как сохранить традиции и поддержать инновации. Наталия Евгеньевна выразила надежду, что встреча станет хорошей возможностью сближения мнений по этому вопросу, глубокого осмысления и решения возникающих проблем и даст новый импульс интересной творческой работы с детьми и их родителями.

  • протоиерей Александр (Будников)

    Задача церкви и общества, государства в целом, способствовать глубокому изучению нашей истории, традиций своего отечества и церкви. Необходимо находить пути, точки соприкосновения на различных уровнях. Он выразил уверенность, что все препятствия, недопонимание между людьми будут сведены к минимуму, а, возможно, и совсем устранены. Отец Александр пожелал Божьей помощи в этом добром деле.

В пленарном заседании выступили:

  • Марина Владимировна Захарченко, д. ф. н., профессор кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, тема доклада «Традиции и новации. Культура. Общество. Личность»,
  • Борис Анатольевич Артеменко, заведующий фольклорно-этнографическим отделом ГБОУ ДОД Дома детского творчества «Современник», дипломант конкурса «За нравственный подвиг учителя», тема доклада «Духовно-нравственное воспитание обучающихся»,
  • протоиерей Константин (Морозов), директор Центра духовной культуры и образования Выборгского района, помощник благочинного по религиозному образованию, тема доклада «Место прихода в локальном образовательном пространстве»,
  • протоиерей Спасо-Парголовского храма Александр (Зелененко), тема доклада «Сущность и содержание понятия духовно-нравственного воспитания в православной традиции».
  • Марина Владимировна Захарченко

    Марина Владимировна раскрыла очень важное понятие «общечеловеческие ценности» в многополярном мире. Опорой для общечеловеческих ценностей являются традиционные, причем ценности разных цивилизаций не всегда совпадали.

    Человек в любой цивилизации рассматривается как ценность. Человек сохраняет традиции и воплощает их в произведениях искусства, в архитектурных формах. Таким образом он сохраняет и передает традиции последующим поколениям.

    В качестве примера Марина Владимировна привела следующие культовые сооружения, в которых ярко прослеживается сохранность завета в архитектурном облике:

    • Собор святой Софии в Царьграде (Константинополе, ныне Стамбуле)
    • Софийский собор в Киеве
    • Софийский собор в Великом Новгороде

    Докладчик говорила о необходимости проводить системную работу по передаче традиций в новых современных условиях.

  • Борис Анатольевич Артеменко

    20 лет назад в Доме детского творчества «Современник» была создана Школа русской традиционной культуры «Горница» (ШРТК). Работа ШРТК направлена на всестороннее освоение обучающимися русской традиционной культуры: знакомство с исторически сложившимися нравственно-этическими нормами поведения человека в обществе, изучение фольклора, обретение навыков рукоделия, традиционной игры на народных музыкальных инструментах, участие в праздниках народного календаря. Обращаясь к традиционной культуре, педагоги ШРТК «Горница» рассматривают её как мощный фактор духовно-нравственного возрождения России, используют знание народных традиций в вопросах воспитания национального самосознания молодого поколения.

    Борис Анатольевич представил присутствующим коллективную творческую работу педагогических работников учреждения «Игумен земли русской», которая посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к жизни и подвигам православного святого — преподобного Сергия Радонежского. Он познакомил слушателей Чтений с методической разработкой мероприятия. Она состоит из трех самостоятельных разделов, объединенных в один комплекс: литературно-музыкальной композиции «Житие Преподобного Сергия», изготовления «Панно «Хоругвь» и игры-викторины «Игумен земли русской».

    Своеобразной иллюстрацией его доклада послужило выступление участников фольклорного ансамбля Школы русской традиционной культуры «Горница». Они исполнили духовный стих Смоленской области, написанный на Евангельский сюжет о богаче и Лазаре.

  • Протоиерей Константин (Морозов)

    Государство в наше время совершает усилие к духовному развитию детей через введение за счет бюджетных средств нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Наши дети имеют возможность изучать религию их отцов, а родители — выбрать учебный модуль «Основы православной культуры», но таковых оказывается всего 13%. Все остальные выбирают «Основы светской этики». Перед людьми встает вопрос: «Что выбрать: веру или её отсутствие?» Как мы видим из представленных данных, родители выбирают второе. Возможно, они выбирают другую веру. Известно, что в магазине «Буквоед» люди достаточно часто покупают исламскую литературу. Этот феномен, по мнению выступающего, требует своего осмысления.

    Протоиерей Константин (Морозов) уделил особое внимание взаимодействию школы и прихода. Важно детям дать основные представления о добре и зле. Что такое «грех»? Грехом является не то, что ты сделал, а то, что ты не сделал. В христианской цивилизации появляется новый взгляд, с духовной точки зрения, на ситуации, на современные политические события.

  • Протоиерей Спасо-Парголовского храма Александр (Зелененко)

    Протоиерей Александр (Зелененко) раскрыл основные понятия по теме выступления:

    • «Воспитание». Слово «воспитание» состоит из двух составляющих: «вос» — восхождение, «питание» — насыщение тела не только земным, но и духовным. Пища земная всем понятна. А какая пища для души?
    • «Трехсоставность человека». Что есть дух, душа и тело?
    • Какого человека можно назвать «духовным»?
    • Каковы нравственные основы?
    • Как оценивается нравственность?

    После выступлений основных докладчиков все присутствующие разошлись по пяти секциям:

    • «Методы, формы и пути сотрудничества школы и Церкви» (для руководителей ОУ),
    • «Возможности духовно-нравственного развития и воспитания детей на уроке и во внеурочное время» (для учителей ОУ),
    • «Приемы, формы и методы духовно-нравственного развития и воспитания детей в группе» (для воспитателей дошкольных ОУ),
    • «Возможности системы дополнительного образования в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников» (для педагогов и методистов УДОД и ОДОД ОУ),
    • «Организация воскресных школ Выборгского благочиния» (для педагогов воскресных школ).

    Рождественские Чтения и обсуждение актуальных тем закончилось.

    Радостно, что и школа, и церковь стремятся духовно-нравственно воспитывать обучающихся, нет разногласий в этом вопросе. Только общими усилиями можно достичь в этом плане положительных результатов.

    Т. С. Широкова, методист
    Фото автора статьи