Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
О традиции

Традиция как определенный порядок действий, выработанный жизненной необходимостью, встречается на каждом шагу. Мы часто даже сами не замечаем, как прочно в нашу жизнь входит традиция, настолько она воспринимается как само собой разумеющееся. Хотя, традиция бывает разной. Люди старшего поколения традиционно ходили на ноябрьскую и первомайскую демонстрации. И те же люди на Пасху традиционно красили яйца и пекли куличи, минуя церковь. Есть традиции семейные, культурные, христианские. Есть древние, исчезающие под напором массовой культуры народные традиции. О них и хотелось бы поговорить.

Прежде всего, при засилье дешевых и некачественных китайских товаров исчезает традиция рукоделия. Становится проще купить, чем сделать что-то своими руками. Из творческой личности человек превращается в потребителя лишенных оригинальности безликих и нелепых товаров. Постепенно на бытовом уровне из жизни уходит образ красоты. Отсутствие образа красоты приводит к тому, что дети с младенчества окружены без-образием. В свою очередь, вырастая, как сумеют они воспитать своих детей? Образ красоты — след Божией благодати, можно и нужно искать не только в храме, а и в природе, и в тысячелетней истории культуры, и, конечно, в традиционной культуре своего народа.

К счастью, в нашей стране и в нашем городе есть люди, поставившие себе жизненной целью сохранение традиционной культуры. В Доме детского творчества «Современник» существует Школа русской традиционной культуры «Горница», где педагоги, учащиеся, родители познают, изучают различные грани традиционной культуры, сохраняют и передают последующим поколениям эти знания. Ведь без передачи молодому поколению все наши традиции легли бы мертвым грузом на дно истории. Любят ли дети традицию? Они живут ею. Чем младше ребенок, тем он быстрее ее воспринимает и усваивает песенки и игры. Глубина народной мудрости создала целую систему адаптации человека в коллективе, приемы и навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Знакомство с народной традицией для ребенка не стресс от новизны, а воспоминание. В его генной памяти уже запечатлено все это. Продолжая знакомство с народной традицией, ребенок вырастает более устойчивым к психо-эмоциональным перегрузкам, которые неизбежно обеспечивает ему жизнь в мегаполисе. Длинная вереница предков уже потрудилась для него и, восприняв культурный код своего народа, человек, как хорошо укоренившееся дерево, не будет опрокинут очередным политическим катаклизмом.

В этом году я работала в православном лагере в Карелии с детьми, которые никогда не занимались традиционной культурой. Была только одна девочка, проучившаяся в Школе русской традиционной культуры, у нее с собой было много народных костюмов, ее собственных, из которых она вырастала. В лагере был необыкновенный спрос на эти костюмы, приходилось делить: кому рубаху, кому сарафан. Одна девочка (13 лет) говорила, что нет ничего красивее этих костюмов, и что она и в школу бы так ходила, и действительно, в лагере она носила сарафан постоянно, вернула только перед отъездом. Стали играть с малышами в народные игры — они моментально все запомнили и просили играть каждый день. Кроме того, на очередном конкурсе талантов впервые не было эстрадных песен. Малыши (5,6,7 лет) старательно выводили «Утка шла по бережку», «Селезень утку догонял» и др. В свободном выборе Карельские дети, незнакомые с народной традицией, массовой культуре дети предпочли народную.

У детей нашего района возможностей больше, так как деятельность Школы русской традиционной культуры Дома детского творчества «Современник» весьма разнообразна. Приходите, убедитесь сами. Скажу только, что эту деятельность можно разделить на две разные части, где одна поддерживает и дает смысл другой. Одна часть — это обучение в течение целого года, и другая — это летняя экспедиция в Брянскую область, практическая работа детей и взрослых. Дети встречаются с носителями традиции. Это такое их официальное название. А на деле — очень милые, узнаваемые прекрасные бабушки. Все разные со своими привычками, судьбами и характерами, бабушки 20-30-х годов рождения, чем старше, тем интереснее. Каждая бабушка — кладезь мудрости, доброты. Каждая говорит прекрасным, образным оригинальным языком — только успевай записывать. Запах деревенской избы, кудахтанье кур, мычание коровы, бряканье колодезной цепи, а в окно видно, как далеко на холме рыжая лошадь отгоняет хвостом мух, и маленький жеребеночек тянется к ней. Бабушка открывает сундук и достает свои наряды — паневу, рубаху, головной убор, бусы, вышивки. И рисунок на рушнике так органичен пейзажу, рассказу, песням, мерцанию лампадки перед потемневшим образом в углу! Бабушка улыбается, голубые глаза ее сияют, она рассказывает о свадьбе. Какая Русь! Какая звонка, душистая, богатая, прекрасная Русь! Какой дивный народ Божий! Сколько в них жизненной созерцательной силы, радости и любви! Бабушки, миленькие, живите еще долго, мы-то с чем останемся? Фотографии, видеозаписи, наша память, наши ребятишки в народных костюмах, песни, игры — маленький островок народной традиции, но пока мы помним, кто мы и откуда — мы не исчезнем в потоке обезличивающей цивилизации.

С. Ю. Завьялова,
педагог дополнительного образования ДДТ «Современник»