Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Особенности работы с «особыми» детьми
на занятиях народного рукоделия

13 декабря 2011 года ГБОУ Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» проводил круглый стол по теме «Инклюзивное образование в опыте дополнительного образования детей». На этом мероприятии выступила педагог дополнительного образования Егорова Любовь Владимировна по теме «Особенности работы с „особыми“ детьми на занятиях народного рукоделия».

В настоящее время Л. В. Егорова работает на базе школы № 487 VIII вида, в которой воспитываются и обучаются дети с 7 до 18 лет, имеющие особые образовательные потребности. Дети, составляющие контингент школы, имеют следующие психологические особенности:

• трудности установления контакта;
• проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застревающее на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т. д.;
• эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, неэмоциональность, негативизм;
• низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость;
• двигательные нарушения: атрофия мышц, некоординированность, нарушены темп, точность движений;
• не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т. д.

Важно понимать, что инклюзивное образование помогает не только детям с особыми потребностями, но также и здоровым детям. Из 8 принципов инклюзивного образования наиболее значимые следующие: «Ценность человека не зависит от его способностей и достижений» и «Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников».

Занятия в объединении «Народное рукоделие» направлены на формирование основных линий развития:

• социального: формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта через совместные действия, по предполагаемому образцу и т. п.;
• физического: основные движения, развитие общей и тонкой моторики;
• познавательного: сенсорное развитие, формы мышления, развитие речи, предпочтительны продуктивные виды деятельности.

В работе педагогу необходимо учитывать тот фактор, что среди учащихся есть дети аудисты, визуалисты и кинестетики. Рукоделие способствует концентрации внимания, развивают тонкую моторику, уменьшают гиперактивность, развивают усидчивость, волевые качества, позволяют ребёнку «побыть самим с собой» в процессе деятельности. На занятиях «Народного рукоделия» педагог использует следующие направления деятельности:

• аппликация из бумаги (рваная аппликация, аппликация из геометрических форм, объемная аппликация и др.,
• рисование пластилином,
• лепка из соленого теста, из пластилина,
• оригами и киригами,
• работа с природным материалом,
• работа с тканью, нитками.

Данные виды полихудожественной деятельности невозможны без взаимодействия ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-группа учеников. В результате мы достигаем взаимопонимания, взаимоподдержки между учащимися, в классах, группах, что способствует толерантному сосуществованию, а школа становится «территорией толерантности и поликультурного взаимодействия и образования».

Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической (натуральной) основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Но этого не достаточно, необходимо второе условие — благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития (то есть общения со взрослыми и сверстниками), а также для развития всех видов деятельности. Третье условие необходимое для нормального развития — активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, коммуникативная). При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие.

На занятиях в объединении «Народное рукоделие» принцип совместной деятельности ребенка и взрослого осуществляется следующим образом:

• Совместно, шаг за шагом, выполнение действий по речевой инструкции вместе с педагогом: работаем «рука в руку» — обводим шаблон, вырезаем по контуру, намазываем клей, приклеиваем, дополняем аппликацию рисунком, подписываем работу.
• Подготовка и уборка рабочего места некоторые дети выполняют самостоятельно, по инструкции или с помощью одноклассников: выбрасывают обрезки бумаги в мусорное ведро, моют кисточки, складывают клеенки.
• Дети самостоятельно размещают свои работы на выставке. В конце дня ребята должны найти свою работу среди всех выставленных и показать родителям. Родителям очень важно увидеть поделку своего ребенка, они его хвалят, одобряют.

В заключение хотелось бы отметить, что занятия полихудожественной деятельностью носят ярко выраженную коррекционно-развивающую, арттерапевтическую, коммуникативную направленность, расширяют эмоциональную палитру, способствуют социализации ребёнка.

Л. В. Егорова,
педагог дополнительного образования