Основы астрономии в обучении по программе
«Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ»
11 мая 2017

В программе «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ» начальным знаниям астрономии отводится важная роль. Поданные в игровой, занимательной форме, эти знания помогают формировать естественно-научное мировоззрение, играют важную синергетическую, обобщающую роль в дальнейшем образовании.

Обучение начальным астрономическим знаниям основано на таких установках:

1. Обыгрывание красоты изучаемого материала, использование художественных иллюстраций, стихов, рифмы

Слово «космос» в переводе с греческого языка значит «красота, порядок, гармония».

Фотографии звёздного неба включают миллионы оттенков, рисунок созвездий напоминает вязь, кружевной узор, горящий на тёмном небе. Организованный порядок космических явлений, движений удивляет гармонией.

Вот пример использования стихов о Солнечной системе, о движении планет.

«Космическая карусель»

Разноцветные планеты,
Солнцем ласковым согреты,
Совершают оборот —
Вокруг Солнца хоровод.

Они привязаны к нему,
Но чем? Верёвкой? Не пойму!
Где те ленточки цветные
Или оглобли расписные,
Что, как лошадок, держат их
На пути орбит своих.

Той карусели оборот —
Для планеты целый год.

Рассказываем о движении Земли вокруг Солнца:

Земля, вращаясь, как волчок,
Подставит Солнышку бочок —
Здесь наступает светлый день.
Другой бочок уходит в тень:
Там царствует Царица-Ночь.
А день плюс ночь — и сутки прочь.

2. Использование образности в объяснении учебного материала (сюжетов и героев легенд, мифов, сказок, приёма «Оживления» неживых объектов)

Изучая смену фаз Луны, используем образность (мифы о Луне-Селене, которая уходит в «пещеру» во время новолуния, когда не видна на небе, сказку о Белоснежке и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Первая леди небесных явлений —
Луна — начинает театр превращений.
Рисует весь греческий алфавит,
Потом, как царевна, в пещере спит.

(Все стихи автора статьи Т. А. Николаевой)

3. Научная и прикладная значимость астрономии

По мнению многих авторов, например, Константина Александровича Кедрова (см. «Звёздная книга», К. А. Кедров, сборник «Поэтический космос», М., «Советский писатель», 1989 г.) при создании русского и греческого алфавитов использовались картинки смены лунных фаз и вид созвездий. Например, буква «М» — «портрет» созвездия Кассиопеи. Но так созвездие видно не всегда: в результате вращения звёздного неба (что является отражением суточного вращения Земли) это же созвездие через 12 часов «перевернётся», и вот уже мы увидим букву «W». Так создавались образы букв, алфавиты, действительно раскрыта вечная «звёздная книга» над нашей головой!

Прикладная значимость астрономических знаний бесспорна в историческом аспекте для земледельцев (создание календаря для предсказания сезонных изменений природы — наводнений, паводков, весеннего пробуждения растительного мира и т. д., создание мегалитов для астрономических наблюдений), для мореплавателей и путешественников (определение своего местонахождения в условиях бескрайнего океана или пустыни без ориентации по звёздному небу невозможна). Значимость астрономии для будущего возрастает в огромных масштабах: именно с освоением небесных объектов (планет, астероидов, комет и т. д.) связаны проекты добычи и восполнения жизненных ресурсов, пространства, воды, полезных ископаемых, возможности медицинской практики и исследований.

4. Астрономия — область демонстрации и использования приёмов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

Астрономия является прекрасной иллюстрацией работы приёмов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), доступной для понимания учащихся начальной школы. Вот как это работает на практике, несколько примеров.

Сегодняшний подход к образовательному процессу подразумевает подачу учебного материала через постановку проблемы, которую надо решить. Эта проблема и есть задача, а задача, как известно, толчок к мысли.

Что же такое проблема в общем случае? — Это противоречие, столкновение «надо и нельзя», необходимого и невозможного. И такое столкновение в изучении человеком космического пространства возникало на каждом шагу. Начнём с того, что движение в космосе невозможно, так как нет в вакууме (пустоте) «движителя» — ни земли, ни воды, ни воздуха, то есть того, от чего можно оттолкнуться при движении. Движение необходимо, но и движение невозможно! — Вот оно, противоречие. И это противоречие было разрешено (задача решена) К. Э. Циолковским, который догадался использовать в космосе реактивное движение, движение по «реакции», по «отдаче», для которого не нужен «движитель», объект отталкивается как бы «сам от себя», отдачей вылетающего сгорающего топлива.

И так продолжается дальше: невозможность измерения размеров, температур, условий, явлений, изучения объектов в космосе из-за их удалённости и недоступности. Даже изучение нашей родной планеты Земли, измерение её диаметра, например, представляет достаточно сложную задачу, на первый взгляд, невозможную для решения, но которая тоже была решена! Решения различны, часто опосредованы (с использованием «посредника», например, тени или других небесных объектов), привлекающие знания геометрии и тригонометрии, физики и химии, математики, и просто здравого смысла и смекалки. Но все они отвечают ТРИЗ-теории и являются её иллюстрациями, и знания инструментария ТРИЗ позволяют решать и эти, астрономические, и ещё многие другие задачи и проблемы, с которыми человеку приходится и придётся ещё в будущем сталкиваться в жизни.

В построении мировоззрения учащихся очень важна роль астрономии, ведь именно из астрономических знаний приходят понятия времени, пространства, цикличной повторяемости процессов, порядка и единства мега-, макро- и микрокосма, красоты и гармонии мира.

Т. А. Николаева,
педагог дополнительного образования, методист