Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ (дополнительная образовательная программа)

В объединении «Умники и умницы» педагог дополнительного образования ДДТ «Современник» Татьяна Алексеевна Николаева ведёт занятия по программе «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ» для учащихся 1–2-х классов.

Цель занятий: пробуждать у детей интерес к художественному и научно-техническому творчеству, к загадкам мира природы, воспитывать оптимизм, развивать сообразительность и находчивость.

Сделать занятия развивающими помогает ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Что это значит? Поднесенные «на блюдечке» готовые знания ребенку воспринимать трудно, не интересно. Совсем другое дело, если есть проблема, задача, которую необходимо решить.

Задача — это толчок к мысли. А откуда берутся задачи? Взрослые люди встречаются с задачами (проблемами) на каждом шагу. Наука, техника, культура — все достижения и изобретения — порождаются проблемами, необходимостью справиться с ними. «История цивилизации — это история изобретений».

Но и дети встречаются с задачами, и не только на уроках математики. Причём, обычно детям очень интересно решать эти задачи, ведь это задачи захватывающего и чудесного мира — мира путешествий и приключений, загадок и фокусов, игр и головоломок, волшебного мира сказок, в которых задачи встают перед героями. Чем труднее задача, тем интереснее её решать!

На занятиях дети в играх и соревнованиях узнают приёмы решения разных задач, находят ресурсы для выхода из сложных ситуаций, конструируют, комбинируют. Для этого есть геометрические эффекты, танграмы, техника оригами, способы перехода от плоскости к объемным моделям. При этом дети придумывают что-то новое, например, фантастический вид транспорта, универсальный или многофункциональный, особенный, «свой», фантастическое животное или растение, новую игру, сочиняют продолжение известных сказок, спасая сказочных героев, сочиняют свою сказку, стихи. Вот как звучит одно из придуманных учащимися двустиший (работа над рифмой к слову ТРИЗ):

Если ты пришел на ТРИЗ —
Сказке, чуду удивись.

Фокус — это тоже задача, требующая решения. И дети находят это решение, и оказывается, что и в фокусах работают приёмы ТРИЗ. Многие опыты, которые объясняются законами физики, похожи на фокусы, настолько они парадоксальны. С интереса начинается учение с увлечением.

Решенная задача, красивое, простое и эффективное решение, сделанная своими руками поделка, маленькое собственное изобретение таят в себе огромный эмоциональный заряд, сравнимый с радостью, ликованием победителя.

Т. А. Николаева,
педагог дополнительного образования