Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
О семинаре-практикуме по ТРИЗ для воспитателей групп продленного дня и учителей начальных классов школ Выборгского района Санкт-Петербурга (29 марта 2007)

Дом детского творчества «Современник» 29.03.2007 провел семинар-практикум по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) для воспитателей групп продленного дня и учителей начальных классов школ Выборгского района Санкт-Петербурга. Ведущая семинара, заместитель директора по НМР, Широкова Татьяна Сергеевна в практической деятельности познакомила участников семинара с приемами развития творческого мышления младших школьников. Также воспитатели и учителя успешно выполнили задания на развитие смекалки, остроты ума, наблюдательности, нестандартности мышления, быстроты соображения, реакции на неожиданность.

Дети очень любят отгадывать загадки, но, наверное, еще интереснее их придумывать самим. Но как придумать загадку, с чего начать? Авторы учебно-методического комплекса по РТВ и ТРИЗ для учащихся начальной школы Крячко Валентина Борисовна и Широкова Татьяна Сергеевна предложили систему работы над загадками, придумывание загадок несколькими способами, учитывая разные основания для их составления.

Так, на семинаре слушателям были предложены следующие виды работы над загадками:

  • составление загадок-ловушек по алгоритму, где ключевыми словами были или омонимы, или слова, имеющие несколько значений;
  • составление загадок, используя прием фантазирования «оживление».

Предлагаем Вашему вниманию творческие работы слушателей семинара на прием «оживление» — загадки про буквы:

«Эта буква похожа на волшебный ключик из сказки Толстого. Она выглядит очень серьезной, высокомерной. Когда она встречается в словах, она фырчит и всегда чем-то недовольна. Если она удивляется или ужасается, она все время зовет на помощь букву „У“, которая стоит перед ней». (Ответ: буква «Ф»).

«Эти две буквы — перевертыши. Стоят они в разных местах алфавита, во многом разные, кроме подобной, но перевернутой формы. Одна — любит р-разговаривать, р-рассказывать что-то р-разное и р-разноцветное, иногда — р-рычать и р-резать „правду-матку“. Другая — сама по себе ничего не значит, а значит лишь с другими буквами, она их волшебно изменяет (смягчает)». (Ответ: буквы «Р» и «Ь»).

«Буква похожа на дверной проем, на турник, но если к одному из столбиков подкатить колесо и убрать один из столбиков, то можно получить парную этой буквы». (Ответ: буквы «П», «Б»).

«Буква — последняя в алфавите, но горделивая и везде хочет быть первая. Похожа на танцующего человечка; может быть, поэтому так себя любит». (Ответ: буква «Я»).

Далее слушатели семинара выполняли работы по изображению буквы в виде предмета, похожего на нее, или предмета, на ассоциации с которым эта буква наталкивает, причем название предмета должно начинаться с той же буквы. Раздаточный материал показал возможности изображения буквы «Ж» в виде жука, «У» в виде улитки, «Р» — рыбы и т. д. Слушатели создали свои творческие работы, «оживив» букву «З» в виде зайца, «К» в виде кота и другие.

Прием фантазирования «Бином фантазии», соединяющий в рисунках и воображении два разнородных объекта и позволяющий создавать таким образом модели новых, интересных и обладающих неожиданными свойствами объектов, был иллюстрирован серией замечательных рисунков, созданных учащимися и учителями.

Таким образом, важная часть темы «Фантазирование» в материале по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ была изучена в эвристической деятельности. Конечно, как и любая творческая деятельность, она проходила ярко, интересно, с живым эмоциональным участием педагогов, которые также азартно искали решения и новые оригинальные воплощения своих мыслей и фантазий, как и их маленькие воспитанники.

Ряд заданий подводил к основе творческого, изобретательного мышления — восприятию мира через противоречия, противоречивые свойства окружающих объектов и явлений. Это задания на выполнение противоречивых требований: как в маленьком квадрате нарисовать очень-очень-очень большое яблоко или как изобразить собаку, не рисуя ее.

Приемы разрешения противоречий вводились с помощью задания по соотнесению пословиц или поговорок с каким-либо приемом, что оформлялось в виде таблицы. Прием «наоборот» был проиллюстрирован с помощью слов и фраз-полиндромов (например: «казак», «заказ», «А роза упала на лапу Азора»), а затем — выполнением очень интересного задания по расшифровке «закодированного» предложения. Было предложено решить одну задачу (точнее, проблему, которая оформлялась как задача) с помощью разных приемов устранения противоречий. Для сравнения представлялись контрольные решения — на каждый прием свое.

И в завершение семинара была продемонстрирована еще одна возможность получения задач — «тризовского» материала, которая также всегда воспринимается «на ура» учащимися. Эта возможность — постановка фокусов. Правда, нужен особый взгляд на фокус, как на задачу, для решения которой должны сработать приемы разрешения противоречий и другие инструменты ТРИЗ. И, действительно, в каждом фокусе обнаруживается противоречие между «видимостью» и реальностью. При этом «видимость» часто иллюзорна, обманчива, а реальность — проста, чуть ли не примитивна, но оказывается неожиданной, «хитрой». Татьяна Алексеевна Николаева показала фокусы со спичечными коробками («угадайте, который коробок наполнен спичками, а который пустой», демонстрация «дрессированного» коробка, послушно выполняющего команды). Они явились иллюстрацией приема предварительного действия и метода разделения противоречивых свойств в пространстве (выхода в надсистему). Прекрасной иллюстрацией приема «матрешка» явился фокус с «волшебным мешочком», в котором то «пропадает», то «возникает» шарик. Одна из задач демонстрировала использование геометрических эффектов.

В заключение семинара участники на заранее приготовленных листах с красочно-занимательным оформлением высказали свое мнение о результативности занятия, своем отношении к ТРИЗ и способам его использования в педагогике, высказали предложения по проведению будущих семинаров. Самые активные и заинтересованные слушатели были награждены: получили в подарок комплект разработок учебно-методического комплекса «Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ» из рук авторов — Татьяны Сергеевны Широковой и Валентины Борисовны Крячко.

Сотрудники Дома детского творчества «Современник» уверены, что семинар окажет необходимую поддержку учителям начальной школы и воспитателям групп продленного дня в осуществлении развивающего обучения, которое является очень востребованным на современном этапе образования.

Т. А. Николаева
Т. С. Широкова