Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
О проведении семинара-практикума для заместителей директоров по воспитательной работе ОУ Выборгского района по теме: «Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческого потенциала личности»

15 декабря 2011 года в Доме детского творчества «Современник» был проведён семинар-практикум для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга по теме «Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческого потенциала личности».

Открыла семинар методист по воспитательной работе ИМЦ Выборгского района Елена Ивановна Венедиктова, которая предложила слушателям ознакомиться с возможностями использования технологии ТРИЗ во внеклассной деятельности.

Елена Александровна Щеглова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДДТ «Современник», представила компьютерную презентацию Дома детского творчества, в которой рассказала о педагогическом коллективе Дома детского творчества, добившемся высоких результатов, в том числе и на федеральном уровне, о ближайших планах на будущее и перспективах.

В выступлении Татьяны Сергеевны Широковой, заместителя директора по научно-методической работе, было обосновано использование ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для повышения эффективности воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Татьяна Сергеевна познакомила участников семинара с предпосылками возникновения и с краткой версией теории ТРИЗ, рассказала об её авторе, известном изобретателе и писателе-фантасте Г. С. Альтшуллере. Состоялась презентация программы «Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ» для учащихся начальной школы, одним из авторов которой является Татьяна Сергеевна. Она представила методическое обеспечение программы авторов (В. Б. Крячко, Е. Л. Пчёлкина, Т. С. Широкова), состоящее из комплекса рабочих тетрадей, методических пособий и дидактического материала к ним. Затем была представлена программа повышения квалификации педагогических кадров «Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ — технологии развивающего обучения». Данная программа в объеме 36 часов лицензирована и была апробирована в 2010/2011 учебном году. По ней прошли обучение учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного обучения ОУ Выборгского района.

Татьяна Сергеевна представила разработанные для конкретных занятий компьютерные презентации:

  • «Приемы и методы активизации творчества» (создание целостного образа по заданным элементам, изобретение нового объекта, не существовавшего ранее, с помощью метода «бином фантазии», выполнение противоречивых требований к объекту);
  • «Решение изобретательской задачи с использованием приемов разрешения противоречий» (приемы «объединение-дробление», «динамичность», «матрешка», «асимметрия»). На практике участники семинара могли убедиться в том, что одна задача может решаться различными способами, причем каждый из них правильный, приемлемый. Остается только выбрать из них самый эффективный, подходящий для данных условий.

Также были продемонстрированы детские творческие работы по разным темам программы и представлены мнения учащихся о предмете ТРИЗ. Приведем одно из них: «Этим предметом нужно заниматься каждому человеку, сколько лет бы ему ни было и какой бы профессией он ни владел. На мой взгляд, ТРИЗ полезна потому, что она заставляет человека думать, искать какие-то неординарные решения задач, а не идти протоптанной дорожкой. Это пригодится в жизни любому. Говорят, безвыходных ситуаций не бывает. Я думаю, что ТРИЗ учит именно этому: никогда не опускать руки, не сдаваться. А человек, который знает, что найдет выход из любой ситуации, чувствует себя спокойнее, увереннее». Со всеми материалами (программами, методическими разработками, творческими работами детей и др.) можно было познакомиться на выставке.

Татьяна Алексеевна Николаева, педагог дополнительного образования, показала участникам семинара компьютерную презентацию «Использование ТРИЗ во внеклассной работе», которая раскрыла, как можно использовать материал ее программы «Занимательное мироведение с использованием элементов ТРИЗ» для дополнительных занятий с учащихся в группах продленного дня, на внеклассных мероприятиях, в объединениях обучающихся. Основные понятия ТРИЗ были разъяснены в практической деятельности посредством использования занимательного материала, демонстрацией фокусов («Исчезающая монета», «Вырастающая елочка», «Волшебный мешочек», «Шарик в стаканчике») и опыта «Диск, катящийся вверх». Красочные работы детей подтвердили возможности ТРИЗ активизировать их творчество, фантазию, изобретательность и находчивость.

Дополнила знакомство с деятельностью учреждения экскурсия по учебным кабинетам, которую провела педагог-организатор Вера Викторовна Кайдун. Вызвал интерес кабинет керамики. Педагог Александра Петровна Колесникова с удовольствием ответила на все возникшие вопросы. Особое внимание было уделено посещению кабинетов-музеев: «Подводной археологии» и «Традиционного костюма и предметов крестьянского быта». Сотрудники ДДТ Михаил Олегович Мехтиев и Татьяна Сергеевна Галушкина регулярно проводят экскурсии для учащихся и всех желающих в данных уникальных музеях. И в этот раз Татьяна Сергеевна так интересно и подробно рассказывала о подлинных фольклорно-этнографических материалах, в том числе и о женском костюме Брянской области Жуковского района, собранных во время проведения экспедиций, что спровоцировала участников семинара на вопрос: «Вы все знаете о костюме Брянской области Жуковского района. А знаете ли Вы какие-нибудь песни этого района России?» Тут же Татьяна Сергеевна Галушкина вместе с педагогом Татьяной Владимировной Ананченок и ученицей Школы русской традиционной культуры «Горница» Аней Завьяловой спели песню именно Брянской области Жуковского района.

Участники семинара остались очень довольны семинаром. Он завершился подведением итогов, анализом отзывов участников семинара:

  • «Спасибо за творчество, оптимизм, спасибо за глубину подачи материала»;
  • «Впечатления — яркие, образные; новизна, новые технологии, творчество, радость, интерактивность, познавательность»;
  • «Организовать курсы для учителей по обучению ТРИЗ — не семинары ознакомительные, а именно обучающие, чтобы они могли этим пользоваться на продлённом дне и в кружках»;
  • «Разработать программу для 5-7-х классов».

Возникли предложения к сотрудничеству с конкретными школами. В заключительном слове методист ИМЦ Выборгского района Елена Ивановна Венедиктова высказала пожелание о продолжении сотрудничества и об организации курсов для учителей по обучению ТРИЗ.

Т. А. Николаева, педагог дополнительного образования
Т. С. Широкова, заместитель директора по научно-методической работе