Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Выступление педагога дополнительного образования ДДТ «Современник» на научно-методической конференции «Фольклор и образование»

17 октября 2015 года в г. Пушкине состоялась третья ежегодная городская научно-методическая конференция «Фольклор и образование», на которой выступила Ананченок Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования фольклорно-этнографического отдела ДДТ «Современник». Опыт педагога фольклорно-этнографического отдела очень заинтересовал участников конференции, и председатель ГМО руководителей фольклорных ансамблей Попова Ирина Степановна предложила показать спектакль, о котором шла речь в докладе, на ежегодном городском празднике «Васильев вечер».

Доклад Ананченок Татьяны Владимировны
на третьей ежегодной городской научно-методической конференции
«Фольклор и образование»

Опыт создания этнографического спектакля
на основе сведений о традиционных святочных посиделках, полученных в фольклорно-этнографических экспедициях

Когда мы говорим с детьми 10-12 лет о молодёжных собраниях и увеселениях, то неизбежно сталкиваемся с проблемой взаимоотношения полов. С одной стороны, именно в этом возрасте дети должны знакомиться с молодёжной традиционной культурой (в народной среде дети знакомились с ней наглядно, с полатей), а с другой — в наших условиях изучать молодёжную культуру теоретически недостаточно, а практическое воплощение порождает множество комплексов. Наблюдать взаимоотношения молодёжи на вечёрках детям тоже не интересно, так как часто они не знают участников вечёрки.

Для решения этой проблемы в программе Школы русской традиционной культуры «Горница» заложена тема «Создание спектакля о молодёжных собраниях». О том, как это реализуется на практике, я расскажу на примере спектакля, создававшегося в прошлом учебном году обучающимися 3-го класса ШРТК.

За основу мы взяли традицию святочных посиделок Брянской области (из-за обилия материала, собранного нами в фольклорно-этнографических экспедициях).

Первым этапом работы было знакомство детей с материалом. Эта тема для них не была новой: кое-что они уже узнали благодаря занятиям и участию в праздниках. Следовало только систематизировать их знания и ограничить определённой локальной традицией. Далее мы с детьми выбрали те обрядовые действия, которое они хотели бы проиграть в спектакле. Здесь пришлось несколько поступиться этнографической достоверностью (выбранные действия всё-таки не могли совершаться в одной деревне) в пользу раскрытия у детей творческого потенциала, так как мы создавали не просто спектакль, а спектакль-игру.

Второй этап нашей работы — создание сценария. Создавали его вместе, но в данном случае доля детского творчества очень большая. Надо отдать должное детям — эта группа, может быть, не такая певучая, зато то, что касается творческих идей — это их стихия. У них уже был успешный опыт сочинительства раньше: они придумывали частушки для сказки и сценки для театра Петрушки.

В первую очередь дети придумали героев, их имена и взаимоотношения: кто в кого влюблён, кто за кем ухаживает, любовные треугольники и т. д. Они, можно сказать, с увлечением наблюдали своих героев с полатей. Потом мы с ними вместе стали сочинять диалоги. В процессе работы я объясняла им, как можно было говорить и действовать, а что недопустимо. Так они усваивали не только культуру речи, свойственную традиции, но и этические нормы поведения, существенно отличающиеся от современных. Сочинять диалоги на диалекте они не могли, здесь моя помощь была существенной, хотя к концу работы они уже усвоили некоторые диалектные обороты.

На этом же этапе обучающиеся начали делать кукол к спектаклю. Очень помогает нам в работе совмещение музыкального фольклора и рукоделия. Наша программа так построена. Поэтому и реквизит к спектаклю создается под руководством профессионалов. Автором кукол к данному спектаклю является педагог по традиционному рукоделию Татьяна Сергеевна Галушкина: она придумала такую форму кукол, чтобы её могли сделать дети, и ими было удобно играть на столе. Наряд кукол воссоздаёт традиционный костюм Брянской области.

Следующий этап — наверное, самый сложный — это разучивание музыкального материала и диалогов на диалекте. Диалект обучающимся давался довольно легко. Эти дети лучше воспринимают интонацию слова, чем музыкальную интонацию. Сыграла роль и их артистичность, и врожденная, и приобретённая в процессе работы над спектаклем.

Последний этап — это демонстрация спектакля. Мы его показали один раз на отчетном концерте ШРТК в мае 2015 года. Хочу еще раз заметить, что это спектакль-игра, и нашей задачей было путём проигрывания традиционной ситуации сделать детей её участниками и добиться естественного эмоционального настроя. Поэтому важен не только результат (показ спектакля), но и весь длительный процесс работы над ним.

Т. В. Ананченок,
педагог дополнительного образования