Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
К юбилею «Современника»: итоги и планы

В предъюбилейные дни каждый из нас подводит итоги работы в Доме детского творчества «Современник».

В ДДТ я работаю третий год. Честно признаюсь, что я никогда не думал, что буду педагогом дополнительного образования.

Не могу сказать, что «Домик» мне кто-то открыл. Я его давно знал: году, наверное, в 2000 мы участвовали в фольклорном фестивале на Красную горку и впервые побывали в «Современнике». Помню, что тогда нас поразила красота этого места: люди, которые нас окружали, сами помещения, которые были украшены разными деревянными фигурками, резьбой, росписью. Чувствовалось, что в учреждении работали настоящие энтузиасты, талантливые люди и большие любители своего дела. В тот момент мы занимались в подростково-молодежном клубе «Славяне» (впоследствии «Домострой»). Помню, что я очень расстроился от того, что в нашем клубе сделать такого нельзя, что у нас такого никогда не будет. Время шло, и мы стали больше общаться с педагогами фольклорно-этнографического отдела и ребятами из ансамбля «Горница», приглашать их на свои молодежные вечерки, чему-то учиться у них.

А через год, в 2001 году, мы впервые поехали в экспедицию на казачий Дон, в Шолоховский район Ростовской области. Это была совместная поездка трех коллективов, которые хотели познакомиться с казачьей культурой: фольклорный ансамбль «Домострой» (рук. Н. Н. Артеменко), фольклорный ансамбль Школы русской традиционной культуры «Горница» (рук. Т. В. Ананченок) и фольклорный ансамбль «Посолонь» кафедры русского народного песенного искусства СПб ГУКИ (рук. М. А. Кузнецова). Пожалуй, что с этого года и началась наша многолетняя дружба с «Горницей». Там мы познакомились и подружились с Анной Александровной Кокаревой, Светланой Геннадьевной Карих, Татьяной Сергеевной Галушкиной и многими другими. Мы испытывали большое уважение к руководителям «Горницы» того времени: Вере Викторовне Кайдун, заведующей фольклорно-этнографическим отделом, и Татьяне Владимировне Ананченок, педагогу дополнительного образования.

Прошло 13 лет с момента нашего первого знакомства. Прошли те времена, когда мы ходили друг к другу на вечерки и отплясывали до «кровавых» мозолей, шли с песнями до автобусной остановки. Те, с кем тогда мы дружили и дружим до сих пор, стали нашими не только друзьями и единомышленниками, но и коллегами.

Случилось это промыслительно. В тот момент я успел уже получить квалификацию «учитель русского языка и литературы» и степень бакалавра по направлению «детское речевое развитие», учился в магистратуре. Вдруг звонок от Светланы Геннадьевны Карих с предложением поработать в ДДТ. Согласился. При этом я понятия не имел, что и как надо делать. Были сомнения, переживания. Но желание узнать что-то новое и попробовать себя в новом качестве пересилило. Жалею ли я сейчас об этом? Однозначно, нет!

За это время (2,5 года) я успел поработать совсем недолго в должности заведующего отделом и понять, какой же это тяжкий труд — руководить творческими людьми да еще и своими друзьями. Успел жениться и «провести» весь медовый месяц на работе, составляя разные отчеты, планы и другую документацию. Наконец-то — закончить обучение в университете.

Отдельно стоит рассказать о своем «вхождении в роль педагога». Самые первые планерки, педагогические советы наводили ужас и тоску от обилия профессиональной лексики. «Что это за тайный язык?» — думал я, когда слышал разговоры о программах, одно-, двухчасовых группах какого-то года обучения…

Самым сложным был первый год работы, когда я работал в «Современнике» один день и вел 8 занятий подряд по совершенно разным программам: 4 занятия рукоделия (программа «Народное творчество»), 3 — этнографии по одноименной программе с тремя разными темами и 1 — фольклор (программа «Музыкальный фольклор» комплексной дополнительной образовательной программы «Школа русской традиционной культуры «Горница»). Колоссальный объем информации, большое количество учеников, смена деятельности, к которой нужно было успеть подготовиться. Нужно было быть готовым к любым проявлениям детской «любознательности». Одним словом, набивал шишки.

Отмечу, что первый год был для меня экспериментальным, потому как в этот период формировался новый подход в обучении детей. Я поставил перед собой задачу построить учебный процесс таким образом, чтобы дети являлись активными участниками занятия, а не пассивными слушателями. К каждому занятию старался подготовить компьютерную презентацию, в которой будут не только картинки, но и тексты: этнографические сведения, справочная информация, загадки, пословицы и поговорки, о смысле которых можно порассуждать. Опрос старался проводить не только в «классической» вопросно-ответной форме, но и при помощи дидактических игр и игровых моментов. За год скопился материал, который потом дорабатывался и теперь успешно используется на занятиях.

Второй год выдался весьма активным и результативным. Начну с того, что была отредактирована программа «Этнография», написаны две новые программы: «Детский фольклор» и «Молодецкие забавы». Программа «Молодецкие забавы» была представлена на районном конкурсе образовательных программ «Идея. Творчество. Вдохновение» в номинации «Дебют» и заняла 1 место.

Были набраны новые группы: в «Домик» в объединение «Народное творчество» стали приходить дети из коррекционной школы № 487. Пополнились новыми детьми объединения «Детский фольклор» (среди них были дети с ограниченными возможностями здоровья) и «Молодецкие забавы» (там были только мальчики). О каждом из этих объединений можно говорить отдельно, потому как много времени прошло в раздумьях о том, чему и как правильно учить ребят.

Этот опыт был систематизирован, описан и представлен в выступлениях на Методических советах в ДДТ, семинарах районного (семинар «Современные образовательные технологии») и научно-практических конференциях городского уровня («Современные образовательные технологии в дополнительном образовании», «Перспективы развития инклюзивного обучения в системе УДОД» и «Современные игровые технологии»). Для педагогов и родителей обучающихся проводились открытые занятия по программе «Детский фольклор», ставшие новой хорошей традицией, которую мы планируем продолжать. За год проведено много календарных праздников для наших учеников, их родителей, участников фольклорных коллективов, жителей района и города. Причем проходили они как в традиционной форме посиделок, вечерок, гуляний, так и в инновационной — сотрудниками отдела была разработана и успешно проведена «интеллектуально-этнографическая викторина», посвященная народным праздникам и ремеслам.

Иными словами, прошедший учебный год прибавил знаний и умений в области преподавания традиционной культуры, породил множество вопросов, от которых порой и бессонница была. Например, как решить вопрос с дисциплиной на занятии, когда, с одной стороны, дети должны играть, а с другой — игру нельзя превратить в сплошное баловство. Ответ нашелся. Коллега подсказала такой способ: в начале занятия надо разделить детей на две группы (например, мальчиков и девочек) и дать им время выбрать игру, в которую они хотят поиграть в последние несколько минут занятия. Если какой-то из команд делалось бóльшее количество замечаний, чем было условлено, то их игра отменялась. Интересно то, что в объединении «Детский фольклор» этот способ прижился и активно используется до сих пор, а в работе объединения «Молодецкие забавы» поиск все еще продолжается.

В новом учебном году началась работа еще по одной программе — «Фольклорный праздник». Среди обучающихся есть группа детей, имеющих особенности в развитии. Интересно то, что у меня уже имеется опыт проведения занятий рукоделием с целой группой таких ребят; некоторые из них потом приходили на «Детский фольклор», приводили своих друзей и успешно занимались. При этом мы вместе преодолевали возникавшие трудности.

Впереди очень интересный год, полный планов и задумок. Нужно много готовиться к занятиям и обязательно подумать о «сюрпризных» моментах; поучиться на курсах повышения квалификации, которые мне так необходимы; успеть написать еще одну программу; подготовиться к аттестации и сдать портфолио на 1 квалификационную категорию; поучаствовать в конкурсах и фестивалях. Одним словом — жить!

Хочется поблагодарить администрацию и моих коллег фольклорно-этнографического отдела за помощь в работе: Гребенькову Марину Николаевну, директора Дома детского творчества «Современник», за высокий профессионализм, умение создать творчески активную и доброжелательную атмосферу в коллективе, Широкову Татьяну Сергеевну, заместителя директора по научно-методической работе, за методическую помощь в подготовке открытых занятий, выступлений на конкурсах, семинарах и конференциях, Вишнякову Анну Вячеславовну, заведующую отделом, за мудрое руководство талантливыми и творческими людьми, мастерами своего дела.

В день рождения «Современника» желаю нашему педагогическому коллективу дальнейших успехов в обучении, развитии и воспитании детей, реализации намеченных планов и новых достижений!

Б. А. Артеменко,
педагог дополнительного образования