Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Презентация образовательной программы «Сольфеджио»

Выступление на VI районном конкурсе образовательных программ
«Идея. Творчество. Воплощение»

В ансамбль русской песни «Перезвон» дома детского творчества «Современник» я пришла работать, будучи студенткой 5 курса Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. И как у большинства молодых и неопытных педагогов у меня возникло множество вопросов. Главным из них был вопрос, по какой программе мне работать. Таким образом, я пришла к выводу, что нужно писать свою собственную программу по сольфеджио, которая будет соответствовать особенностям обучения в ансамбле русской песни «Перезвон». На второй год работы мне сообщили, что у нас в районе проходит конкурс образовательных программ «Идея. Творчество. Воплощение». И я решила принять участие в этом конкурсе, для того чтобы оценить свои силы и возможности, набраться опыта и узнать что-то новое от других участников конкурса. Программа была представлена, защищена, и заняла второе место в номинации «Дебют образовательной программы».

На занятие «сольфеджио», как и в ансамбль русской песни «Перезвон», группы набираются без конкурса, принимаются все желающие. Дети обучаются в течение трех лет. Возраст обучающихся: 7-12 лет. Занятия проходят по 1 часу 2 раза в неделю.

Цель программы — создание условий для постепенного и последовательного освоения музыкально-теоретических знаний. Но для меня важно, чтобы дети освоили знания, не потеряв интереса к предмету, чтобы ходили на занятие с удовольствием.

В программе ставятся следующие задачи:
обучающие:
• познакомить с музыкальной грамотой;
• обучить пению с листа;
• научить элементам музыкального анализа
развивающие:
• способствовать развитию музыкального вкуса на примерах русской народной песни;
• развивать звуковысотный слух;
• способствовать развитию музыкальной памяти;
• развивать чувства метроритма;
• способствовать развитию синхронного исполнения музыкального примера и дирижирования;
• способствовать развитию творческих способностей
воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма посредством изучения русской народной песни;
• воспитывать чувство ответственности за общее дело;
• способствовать воспитанию коммуникабельности;
• прививать любовь к музыке;
• способствовать формированию умения организации своего досуга.

Особенность программы в том, что весь практический материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся и основан на музыкальных примерах русских народных песен, ведь ребятам эти песни ближе. Также нельзя забывать, что наши дети не играют на музыкальных инструментах, и «сольфеджио» им дается сложнее. Но для музыкальных примеров мы берем песни из репертуара «вокального ансамбля» и «народного творчества», ритмические упражнения — из сценического движения. Таким образом, обучающиеся видят связь между теорией и практикой. И здесь же мы видим интеграцию между предметами, которые входят в комплексную программу ансамбля русской песни «Перезвон».

Актуальность программы состоит в том, что занятия по сольфеджио предполагают изучение базовых классических знаний. На этой основе строится работа по отработке музыкально-песенного материала, исполняемого на занятиях по программе ансамбля русской народной песни «Перезвон».

Содержание изучаемого курса:
• сольфеджирование и пение с листа;
• нотная грамота;
• вокально-интонационные навыки;
• воспитание чувства метроритма;
• слуховой анализ;
• воспитание творческих навыков.

Разделы сохраняются на протяжении трех лет, но раскрываются каждый год через новые темы. Все темы изучаемого курса тесно переплетаются друг с другом и не могут существовать по отдельности.

После прохождения темы дети должны ее закрепить, для этого проводятся проверочные работы, опросы, выполнение творческих заданий. Все проверки знаний проходят в игровой форме. И дети очень любят занятия, на которых проверяются их знания, так как здесь ребенок может себя проявить и показать с лучшей стороны.

Наряду с традиционными формами проведения занятий, программой предусмотрены и другие виды. Например, занятие — сказка, состязание или игра — все эти формы дети очень любят. На занятии — сказка детям очень нравится слушать интересную историю о музыкальном королевстве, на состязании каждому хочется проявить себя с лучшей стороны, игры интересны обучающимся в любом возрасте. Полное представление обучающимся об их деятельности в ансамбле русской песни «Перезвон» дают интегрированные занятия.

Ансамбль русской песни «Перезвон» принимает активное участие в районных, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях и форумах. Посещает музеи и выставки. И вообще жизнь ансамбля очень активная. Здесь у нас проходят капустники, отчетные концерты, показательные выступления, мы принимаем участие в музыкальном абонементе «Встреча с музыкой»; традиционной стала игровая программа для первоклассников «В нашем полку прибыло» и много другое, что способствует яркой и веселой жизни наших детей.

Конечно, ничего бы не вышло, если бы не наши родители. Ведется активная работа с ними. Это и индивидуальный подход к каждому, и родительские собрания, на которых решаются самые важные вопросы жизни нашего ансамбля. Родители обязательно посещают отчетные концерты и не просто посещают, но и помогают в некоторых организационных моментах.

Также проводится анкетирование родителей. Это помогает решать важные задачи: узнавать, что ждут родители от ансамбля, а они в свою очередь узнают, чего хотим добиться мы. А в последнее время родители сами активно принимают участие в жизни ансамбля и даже делают номера на капустники. И вот такими общими усилиями вместе с педагогами, родителями и другими членами коллектива мы добиваемся хороших результатов.

Дети к концу обучения проявляют устойчивый интерес к занятиям, внимание и наблюдательность, самостоятельность и сосредоточенность при выполнении заданий Происходит раскрытие их творческих способностей. Формируются нравственные качества личности, культура общения, взаимопонимание детей и родителей. И когда наши воспитанники, вырастая, выбирают свой жизненный путь, то некоторые из них поступают в музыкальные училища и, надеемся, в будущем будут поступать в вузы.

Н. Л. Чалых,
педагог дополнительного образования