Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Крайний выезд (выход в Балтийское море, лето 2008)

Человеку, попавшему в пятибалльный шторм в открытом Балтийском море на маленьком резиновом суденышке, остается надеяться только на три вещи: что не заглохнет мотор; рулевой Костин Александр, осыпанный градом с горох, не поставит лагом (бортом к волне) посудину; и корыто, полное тяжелого оборудования, не сломается, прыгая по высоким волнам.

Обычные в августе шторма на северных морях не останавливают участников подводно-археологической экспедиции от возможности сделать крайнее погружение к найденному объекту. И дело тут даже не в получаемом адреналине, просто за десять—двенадцать отведенных часов необходимо покрыть расстояние в 600 километров от Санкт-Петербурга до бухты Дальней под городом Выборгом, успеть подготовить к выходу судно, собрать и настроить фото- и видеоаппаратуру, подготовиться самим к предстоящему спуску. Ждать у моря погоды просто не остается никакого времени.

Выйдя на точку погружения фактически по компасу из-за плохой видимости, приходится покрутиться, прежде чем, почти уже отчаявшись, находим выставленные буи.

После некоторых формальностей, связанных с ловлей буйков при порывистом ветре и сильной волне, затратив еще немного времени на подготовку оборудования, приступаем к погружению. Сигнально-страховочный конец — нить Ариадны — единственная гарантия того, что в случае, если ты не доплывешь до лодчонки, то тебя подберут пограничники Финляндии.

И, наконец, начинается то, ради чего ты переносишь все эти приключения — спуск. Срабатывают клапаны рефрактора на компенсаторе плавучести, под светомузыку молний, выпуская излишки воздуха, ты начинаешь плавно проваливаться в чернильную бездну. Тебя охватывает состояние полета, в момент забываешь обо всем на свете. Остаешься только ты, парящий между бирюзовым потолком, куда пробиваются остатки солнечного света, и затягивающей чернотой глубины, которую разрезает твой фонарь. Через несколько секунд ты уже в царстве вечной темноты Балтийских глубин. Последствия шторма ощущаются даже здесь присутствием поднятой сверх нормы взвеси. Видимость слабая, впрочем, обычная для лета.

Вот, наконец, и желанное дно наплывает на тебя из темноты, как железобетонная стена перед капотом автомобиля. Перед тобой открывается территория призраков. Корабль «Zemira», погибший в результате взрыва 22 июля 1790 года в Выборгском сражении, имевший длину 74 метра, потихоньку открывает перед исследователями свои загадки. Одаривая различными предметами той эпохи, по которым мы, как мозаику, собираем сведения так необходимых военно-исторической науке о быте, нравах, технологиях и др.

Исследование, которое проводит общественная организация «Память Балтики» и ДДТ «Современник», сродни поиску первооткрывателей. Фортуна — неизменный спутник, сопровождающий тебя в этом молчаливом безмолвии. Иногда для того, чтобы найти что-нибудь действительно ценное, достаточно просто повернуть голову и на границе света и темноты увидеть то, ради чего часами рыскаешь под водой, или удариться головой о стоящую вертикально в грунте пушку, как это случилось с аквалангистом Сергеем Смирновым, или как в моем случае, потерять ориентир и начать движение в противоположную от заранее намеченного маршрута сторону.

Вот и в этот раз, что называется, повезло. Маленькая пушка, стоящая на станке, — большая редкость на кораблях той эпохи, внезапно открылась моему взору и объективу видеокамеры. Но тут же радость сменяется разочарованием: взвесь, поднятая при торможении ластами, окутывает со всех сторон. Слишком близко опустился ко дну. Съемку приходится остановить. Место нахождения столь ценной находки безвозвратно потеряно. Ошибка обходится дорого. Теперь придется на суше примерно по взятым координатам, вычисляя по метражу снятой пленки, предполагать, где находится данный объект. Понадобятся не один спуск, прежде чем другой аквалангист найдет данный артефакт, но к сожалению, такова специфика нашей работы.

Выплывая из поднятой мути, натыкаюсь на множественные человеческие останки. Лишнее напоминание о том, что корабль стал братской могилой для более чем трехсот моряков.

Ложусь на новый курс по компасу, выхожу на запланированный маршрут и далее работаю без приключений, снимая огромный носовой якорь с элементами борта. А тут уже и воздух подходит к концу. Не спеша начинаю возвращение в реалии обыденного мира.

Всплыв недалеко от лодки через считанные секунды, сняв в воде излишки оборудования, оказываюсь втащенным руками товарищей на дно лодки. Можно отправляться в обратный путь, чтобы в следующем году вернуться и еще раз поиграть с фортуной.

Мехтиев Михаил Олегович,
заведующий спортивно-оздоровительным отделом