Впечатления о поездке в Александро-Свирский мужской монастырь под Лодейным полем и расположенный недалеко от него Введено-Оятский женский монастырь оказались достаточно яркими. Возможно, потому, что я не являюсь паломницей «со стажем», хотя и приходилось когда-то бывать на святых местах. А может быть, причина в том, что всё создавало благодатную почву для восприятия духовной информации: замечательный солнечный день, чистота белого загородного снега, философские мысли нашего экскурсовода Кирилла (студента 5-го курса Духовной Академии), высказанные им непосредственно и проникновенно (совсем не по юному его возрасту мудрые мысли).
Общение с людьми, которые окружали меня в этой поездке, способствовало пониманию многих сложных вопросов, связанных с религиозной святыней. Такие места в России — действительно просветленные, они изначально были выбраны, найдены и «узнаны» основателями, в данном случае Александром Свирским (в миру — Амосом). И это место, как и подобные ему, на которых основались монастыри, — в окружении чистой природы, лесов и озер, вблизи глубинного источника воды. Как говорят верующие люди, сам воздух наполнен святостью, «даже густой». Я поняла это так: на этом месте многие поколения подвижников молились о добре, о людях, это «вымоленное» место, проникнутое добрыми мыслями, пожеланиями, возможно, что это сгусток информационного поля, созданный биополями, упорными молитвами тех аскетов.
Посещение Введено-Оятского женского монастыря запомнилось мне уникальным духовным опытом, связанным не только с прослушанным у могилы родителей Александра Свирского молебном, но и с купанием в живоносном источнике. Хочу поделиться одним моментом, связанным с купанием, который буквально открыл мне новый взгляд на мир. Получилось так, что мы (паломники) окунались не одновременно, а по мере того, как подходили к источнику. Я подошла первая, и когда уже одевалась после окунания, одна из паломниц, Вера, отправляясь к источнику, вдруг обратилась ко мне с просьбой: «Танечка, благослови меня». Не передать, какие чувства вызвали во мне эти простые слова. Возможно, достаточно такого момента, чтобы ощутить себя христианкой.
С нами ездили девочка Лиля лет 10 и ее мама. Мама сомневалась, купаться ли (все-таки 8 градусов мороза, а возможно и больше, так как за городом), но ее дочь категорически настаивала: «Купаться! Купаться!». Наверное, еще и из-за этого купания в святом источнике Лиля запомнит эту поездку на всю жизнь.
Из рассказов и позднее из прочитанных о чудотворце Александре Свирском книгах мне стали известны крайне интересные вещи, не знать о которых или не интересоваться которыми, — значит не интересоваться историей и судьбой нашей Родины. Возможен ли феномен нетленности мощей святого Александра Свирского, наблюдаемый и через 470 лет после его захоронения (с точки зрения современной науки, которая находится в поиске ответов на многие вопросы естествознания)? Отвечая на основополагающие вопросы в форме гипотез, естествознание остается «открытым» для новых теорий, объяснений пока еще непонятных фактов. В настоящее время пересматривается отношение к таким «чудесам», как телекинез, лечение биоэнергетическим полем (это лечение «наложением рук», влиянием поля биологических объектов), гипнозу, внушению и самовнушению. Одна из теорий — гипотеза «Мирового лептонного газа» (Б. И. Искаков). Она исходит из того, что носители физических полей биологических объектов — легкие элементарные частицы класса электронов и микролептоны (нейтрино и др.), образующие вокруг биообъектов и неживых объектов «многослойные» и неопределенно-далеко распространяющиеся оболочки — хранители информации. Об этом еще В. И. Вернадский говорил так: «Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения различной длины волны… Их вечная смена и непрерывное заполнение ими пространства резко отличают лишенную материи космическую среду от идеального пространства геометрии». (Вернадский В. И. «Биосфера и ноосфера», М., 1989). А вот мнение американского натуралиста Генри Бестона: «Жизнь — это вселенская энергия, подобная электричеству или земному тяготению, ее присутствие поддерживает саму жизнь. Эта сила может вмешиваться в отдельную жизнь, подобно мгновенному соединению лавины огня с пламенем свечи». (Бестон Г. «Домик на краю земли», М., 1982).
От таких гипотез остается шаг до принятия Мировой системы управления — Сверхсознания (при голографическом принципе строения Вселенной). И тогда может быть понят энергетический механизм Божественного Откровения: Сверхсознание открывает определенному мозгу информационный канал. (Гримак Л. П. «Магия биополя. Энергоинформационное лечение», М., «Республика», 1994).
Признаем возможность такого объяснения, и мы признаем, что таким «определенным мозгом» выбран был праведник Александр Свирский, канонизированный всего лишь через 14 лет после смерти (уникальный случай, обычно это происходит спустя столетия). Читаем: «За его именем стоит большая тайна», «Может быть, мощам святого избранника действительно предстояло выполнить какую-то особую миссию?» (Егорова О., статья «Избранник Божий», Интернет-сайт «Русская линия», 3 апреля 2005 г.).
Инокиня Леонида (Сафонова, в миру кандидат биологических наук, гистолог): «Когда святой Александр явился миру? — На переломе времен, в смутное время, в 1448 году. Почему именно в это время? Год рождения святого Александра совпал с годом рождения Автокефальной Русской Православной Церкви — именно в этом году наша Церковь получила самостоятельность, вышла из-под влияния Константинополя… Произошел разрыв Москвы с Украиной…, та попала под влияние Католической Церкви … Через некоторое время было покончено с татарским игом, образовано единое Московское государство. Для укрепления духа народного нужны были истинные подвижники, способные взять на себя небывалые подвиги и явить ярчайший образец святости. Ведь конец ХV века — это время апокалиптических ожиданий. Святой вышел на молитвенные подвиги за 6 лет до 1492 г. (7000 г. от сотворения мира) — в этом году заканчивался Церковный календарь и многие православные ожидали конца света. Конца света не произошло, но духовное напряжение, усиливаемое „ересью жидовствующих“, не принимающих троичности Бога, было высоким. Именно в это время явилась преподобному Александру Святая Троица — как доказательство правоты Нового Завета. А исчезновение его мощей после крушения Российской Империи? И в третий раз преподобный вышел к людям в период нового смутного времени России — в конце 90-х годов прошлого века. Как вестник очередного апокалиптического времени? Как молитвенник и посланник Господа для укрепления народного духа в очередные тяжкие времена?»
Ну что ж, Александро-Свирский монастырь, центр святости и духовности Северо-Запада России, возрождается. И это дает надежду на лучшие времена, возможность глядеть в будущее с оптимизмом.
Т. А. Николаева,
педагог дополнительного образования