В Дом детского творчества «Современник» я попала по случайному стечению обстоятельств. В 1995 году я окончила институт и, так как в это время уже действовало свободное распределение, то постоянной работы у меня не было, поэтому я бралась за всё, что предлагали.
Так, летом 1996 года я работала в загородном лагере кружководом. Как-то к ребятам, которые занимались у меня оригами, приехали знакомые, и они пришли посмотреть выставку и позаниматься. Среди них оказалась заместитель директора по УВР школы № 457 Ляльцева Светлана Александровна, которая предложила мне организовать кружок в школе. «А зарплату Вы будете получать во-о-от в том доме», — сказала Светлана Александровна, когда мы встретились уже в городе. Недалеко от станции метро «Проспект Просвещения» она показала мне группу домов, среди которых выглядывало двухэтажное строение. По этому адресу: улица Композиторов, 25, корпус 2, располагался детский сад, две комнаты которого занимал Дом детей и подростков «Современник». Мне такое положение дел не очень понравилось: почему я работаю в школе, а числюсь в другом месте. Но постепенно ситуация прояснилась.
В 1992 году вышел новый «Закон об образовании», где впервые появился термин «дополнительное образование детей». Согласно этому Закону подростковые клубы при ЖЭКах, которые чаще всего располагались или в подвальных помещениях, или на первых этажах в квартирах новостроек, были преобразованы в Дома детей и подростков, а позже в Дома детского творчества. В Выборгском районе соответствующее распоряжение вышло 1 октября 1993 года, что и определило дату рождения «Современника».
Директором ДДиП была назначена Брайцева Ольга Николаевна, которая до этого была педагогом-организатором подросткового клуба «Ракета», заместителем директора — Дубинина Татьяна Николаевна. Основной структурной единицей ДДиП был филиал — базовая школа, где располагался заведующий филиалом, плюс близлежащие школы. Деление на филиалы было формальным — по территориальному признаку. Таким образом, деятельность «Современника» распространялась от «Озерков» до Осиновой Рощи. В школах работали руководители кружков (позже, педагоги дополнительного образования) по самым разным направлениям.
Штат «Современника» был сформирован, в основном, из непрофессионалов, так как такой профессии «педагог дополнительного образования» в то время не было, и получить подобную квалификацию было негде. Кем же были руководители кружков по профессии? Учителями, работниками культуры и искусства, инженерами, тренерами. Система дополнительного образования только начала формироваться, и именно эти люди делали профессию.
Основными нормативными документами для руководителей кружков были: должностная инструкция, программа кружка (или просто учебно-календарный план) и журнал посещаемости занятий.
В помещении «Современника» обычно находился дежурный администратор. Телефона не было, и связь между заведующим и подчиненными могла осуществляться либо по домашнему телефону, либо при личных контактах.
Все педагоги, а среди них было много совместителей, собирались в учреждении раз в месяц при выдаче зарплаты. Это был нелёгкий день, так как ждать деньги приходилось по несколько часов: система выдачи денег в РОНО общественным кассирам и доставка в учреждение была далека от совершенства. Люди в ожидании сидели молча, так как практически не были друг с другом знакомы.
Нужно сказать, что в самом «Современнике» в одной из комнат проходили занятия с детьми: дети занимались в фотостудии Морозова Валерия Ивановича и в танцевальных коллективах супругов Кирпиных. Один раз я случайно оказалось на занятии по классической хореографии у Владимира Анатольевича Кирпина, он мне показался очень строгим. Не очень понравилось и то, что комната совсем не была оборудована для подобных занятий — не было ни станков, ни зеркал. Но, к счастью, мои впечатления были ошибочными. Ансамбль «Раздолье», который я увидела позже на отчетном концерте в ДК «Выборгский», был безупречен. Это один из примеров того, что, даже не имея подходящих условий для работы, руководители кружков — энтузиасты своего дела, могли добиваться высоких результатов
Из сотрудников того периода мне запомнилась моя заведующая филиалом Тартаковская Людмила Нестеровна. Один раз она побывала у меня на занятии в школе № 457 на улице Астафьева. Оригами в то время было еще малоизвестно, и кружок пользовался бешенной популярностью. Дети сидели по три человека за одной партой. После этого мне сразу предложили увеличить нагрузку.
В 1999 году в соответствии с Типовым положение об учреждении дополнительного образования детей была проведена реструктуризация «Современника». Он был переименован в Дом детского творчества, филиалы по территориальному признаку были заменены отделами по направлениям деятельности. Так возникли пять отделов: музыкально-художественный, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, спортивно-оздоровительный, фольклорно-этнографический и культурно-досуговый. Некоторые заведующие филиалами уволились, так как теперь стало недостаточным быть просто администратором, нужно было разбираться в той или иной направленности. Мне предложили возглавить отдел ИЗО и ДПИ, чему я очень обрадовалась, так как у меня наконец-то появилась постоянная работа.
Моим первым заданием было — найти секретаря. Я развешала объявления по микрорайону, и пришло несколько претендентов. Одна девушка мне сразу очень понравилась, впоследствии она и стала нашим суперсекретарем — это Ирина Владимировна Перфильева. Кроме того, выяснилось, что еще год назад районный депутат подарил «Современнику» компьютер, но он лежит в кладовке, так как никто не умеет им пользоваться, и все документы по старинке печатались на пишущей машине. Мы с Ириной Владимировной настояли, чтобы компьютер был установлен, так как на пользовательском уровне владели им, и началась работа по документальному оснащению отделов.
Помню, как я первый раз обзванивала всех своих подчиненных, представлялась, говорила какой-то стандартный набор фраз. К концу списка речь настолько дошла до автоматизма, что одна педагог спросила: «Это я с автоответчиком разговариваю?». Педагоги отдела были очень разные и по возрасту, и по образованию. Больше всего мне запомнилась Исаева Татьяна Ивановна. Она вела в парголовской школе кружок «Русское прикладное творчество», что по своей сути было мне чуждо. Но Татьяна Ивановна была очень интересным человеком, она сотрудничала с Этнографическим музеем, и ее деятельность строилась на основе идей, что мне было близко. Первая выставка, в которой мы всем отделом приняли участие — это Международный фестиваль «Эволюция интерьера» (март 2000 года) в СКК. Татьяна Ивановна стала на ней лауреатом 2 степени. Позже эта выставка видоизменилась и сейчас называется «Комната моей мечты».
Ещё одним «сюрпризом» для меня было то, что уволился прежний председатель профкома, и меня фактически назначили на эту должность. В отсутствие завхоза мне было поручено провести инвентаризацию имущества. Основная часть имущества находилась в некой «Горнице». Это название я часто слышала от сотрудников, но что это такое, не знала. Когда спрашивала, мне говорили, что это нужно увидеть своими глазами, а рассказать невозможно. «Горницей» называли фольклорно-этнографический отдел «Современника». Он располагался в одном крыле здания начальной школы № 453. Мне нужно было переписать всё имущество, которое здесь находилось, от столов и стульев до валиков и коклюшек. Всё, что я увидела, вызвало во мне двоякое чувство. Для меня была очевидной чуждость этого вида деятельности на питерской земле. Петербург изначально строился как европейская имперская столица, у него не было русских народных корней. Мне было непонятно, зачем современным детям изучать народные ремёсла, петь русский фольклор, отмечать языческие праздники. Прошло уже много лет, но это чувство неоднозначности не покидает меня до сих пор. Хотя как-то я даже отвечала за хождение на ходулях на «Красной Горке».
В сентябре 2000 года «Современнику» дали новое помещение — это как раз и была начальная школа № 453. Для переезда привлекли педагогов спортивного отдела, у которых был личный транспорт. Половину здания занимали мы, половину — велосипедная школа «Локомотив». Еще одно немаловажное событие произошло в конце 2000 года. От нас по семейным обстоятельствам ушла директор. И мы ждали прихода нового. 21 февраля 2001 года в ДДТ «Союз» проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Сфера досуга — сфера социализации личности», где каждый дом творчества Выборгского района представлял себя. От «Современника» там был замечательный хореографический номер «Белые ночи» (педагог Л. В. Варламова), юные каратисты (педагог Н. А. Алексеев), выставки прикладного творчества. Оригамисты выступали со стихами и демонстрацией фигур. Одним из участников конференции была наш новый директор — Гребенькова Марина Николаевна. С ее приходом учреждение стало активно и успешно развиваться. А от старого «Современника» осталась только вот такая фотография на фоне живописного панно.
Как председатель профкома я возглавляла и культурно-досуговую деятельность педагогов. Первым мероприятием стал конкурс художественной самодеятельности, организованный районной профсоюзной организацией в 2000 году. Посовещавшись с администрацией и не найдя желающих участвовать, мы решили выступить сами. От «Современника» было представлено два жанра: вокальный (Решавская О. Р.) и танцевальный (Кабачинская Е. Л. и Смирнова Т. Л.). В обеих номинациях мы заняли вторые места, чему были очень рады.
Еще одно мероприятие, которое могло стать традиционным, но, к сожалению, не стало, был День Лимона, который впервые был проведен 30 августа 2001 года. Для озеленения «Современника» мы иногда из дома приносили цветы в горшках. Как-то я принесла павловский лимон, честно говоря, не в очень хорошем состоянии. Но в «Современнике» он обрел вторую жизнь и стал плодоносить. Чтобы каждый мог попробовать на вкус этот плод и был придуман определенный ритуал: лимон торжественно срезался, передавался из рук в руки, и каждый говорил добрые пожелания на следующий учебный год.
29 декабря 2001 года был проведен первый Новогодний огонёк для сотрудников. Многие с энтузиазмом участвовали в развлекательной части и выступлениях. Самые интересные номера подготовил фольклорно-этнографический отдел и Школа крошек. А на огоньке в 2003 году удивительный номер подготовили Жильцова Ксения Валентиновна (педагог по хореографии) и Леонтьев Владимир Васильевич (педагог по изобразительному искусству). Они исполнили танец 16 века «павану» почти в исторических костюмах. Сохранились видеозаписи этих огоньков, которые и сейчас смотрятся с большим интересом. Удивительно, как на видеопленке запечатлелось праздничное настроение и положительные эмоции.
Осенью 2001 года меня «разжаловали» и перевели на должность заместителя директора по научно-методической работе. Из-за отсутствия помещений у меня не было не только рабочего места, но даже и стула, на котором можно было сидеть. И начинать приходилось с нуля, так как ни одной странички методического текста до этого времени в «Современнике» не было создано. На мое место заведующей отделом пришла Волкова Вера Александровна, профессиональный художник с уникальным опытом работы. Она не только «взвалила» на себя педагогов отдела, но и взяла на себя оформление интерьеров «Современника». Например, школьная столовая была преобразована в современное кафе, был создан Музей подводной археологии, оформлена изостудия, кабинет оригами и многое другое.
В 2002-2003 гг. «Современник» был участником Городской антинаркотической программы, в рамках которой мне удалось побывать на интересных семинарах в институте Валленберга и выездных в Рощино. Я получила много эксклюзивной и важной информации и даже участвовала в одном городском мероприятии как эксперт по борьбе с зависимостями. Нельзя не вспомнить и о фестивале «Я живу в Петербурге», инициированном депутатом ЗАКСа Редько Александром Алексеевичем для учащихся школ и домов творчества Выборгского района. Фестиваль был приурочен к 300-летию Санкт-Петербурга и продолжался в течение несколько лет. Я участвовала в качестве куратора отряда «Современник» в одной из фестивальных смен в лагере «Дружных», выступила с отчетом перед депутатами в Мариинском дворце и подготовила к изданию книгу «Дорогами памяти», в которую вошли творческие работы участников конкурса-фестиваля.
В 2008 году «Современник» получил в ведение всё здание целиком. Было выделено большое помещение под методический кабинет, заведующим которого я и стала. Я рада, что фонд кабинета и расстановка шкафов, как были когда-то мной организованы, так стоят и сейчас. Значит это всем удобно. Позже эта должность была упразднена и меня перевели на должность методиста моего родного отдела ИЗО и ДПИ. Это совпало с новыми веяниями в дополнительном образовании, когда нужно было на каждого педагога завести портфолио.
Хочу сказать о людях, с которыми мне интересно было общаться в стенах нашего Дома творчества. Всего один год проработал у нас заведующим секцией Смелов Владислав Сергеевич, профессиональный вокалист. Мы много говорили с ним о музыке и об искусстве в целом. Общение с ним позволило мне взглянуть на многие явления по-новому. Я рада, что мы до сих пор общаемся, правда, в социальных сетях.
В 2004 году в «Современник» пришли два педагога Успенская Елена Евгеньевна и Ромалио Тито Евфалио, тоже профессиональные актриса и танцовщик. Сначала я отнеслась к этой паре с внутренним предубеждением, видя их негативное отношение к выполнению элементарных педагогических требований. Мы никаких не пересекались по работе, поэтому и общения не было. Но в 2008 году мы не только стали общаться, но и подружились. А случилось это вот почему. В этот год на 23 февраля к нам пригласили ветеранов, и для них должен был состояться концерт. Ведущим был Владислав Сергеевич, и чтобы морально поддержать его (а зрителями на концерт пригласили ребят из ПТУ), я пошла на это мероприятие. С чтецким номером выступала Елена Евгеньевна, которую я никогда ранее не видела на сцене. Она объявила название рассказа и автора. Они оказались мне знакомыми, и рассказ, в моем понимании, был совсем неинтересным. «Ну-ну, послушаем», — подумала я. Но с первых же фраз удивительная энергия и магия голоса актрисы меня просто парализовали. Думаю, все присутствующие испытали те же ощущения, так как в зале воцарилась мертвая тишина. Зная сюжет, и поняв, в каком эмоциональном ключе будет вестись повествование, у меня в горле встал ком. Я совершенно не была готова к тому, что в «Современнике» мне придётся переживать столь сильные эмоции. В августе на общем собрании я поблагодарила Елену Евгеньевну за то выступление, и с тех пор мы стали общаться.
Особое отношение у меня было к ее супругу Тито Ромалио. Дело в том, что в Португалии у меня живут две темнокожие племянницы, а Тито по происхождению был бразильцем (Бразилия — бывшая португальская колония). Когда он увидел у меня на столе португальский сувенир, то сразу сказал, что это пасавасос. Поэтому у меня было чувство этнической общности с этим человеком, хотя при жизни я никогда не видела, как он танцует. В 2009 году я составляла супругам портфолио. Про Елену Евгеньевну — нет, а про Ромалио нашла много информации в Интернете, и про него и про его отца, даже такой, о которой он сам не знал. Если бы тогда знать, где вся эта информация окажется через год… После трагической гибели Тито, приезжали различные СМИ, а я оказалась невольным биографом этого человека, прах которого покоится на Северном кладбище.
Вот такие воспоминания посетили меня накануне 20-летия «Современник». И если Петербург для меня — это камни, то наш Дом творчества — это люди.
Е. Л. Кабачинская,
педагог дополнительного образования