Таким образом, в «Горнице» можно выделить три ступени:
«Детский фольклор». Целями программы являются: создание условий для самовыражения учащихся в сфере песенного народного творчества и традиционного рукоделия; воспитание бережного отношения к традициям народной культуры, фольклору.
Программа «Детский фольклор» рассчитана на реализацию в течение двух лет и состоит из двух самостоятельных модулей: «Традиционное рукоделие», которое ведёт специалист-прикладник, и собственно «Детский фольклор», который включает пение, танец и теоретический блок. При этом наиболее пристальное внимание уделяется освоению детьми различных жанров устного, музыкально и игрового фольклора. Акцент же делается на развитии личности учащегося в процессе познания основных видов народного искусства, закладываются базисные единицы эстетических знаний на разнообразных примерах народного мастерства.
Школа русской традиционной культуры «Горница» (ШРТК) — это комплексная программа, направленная на всестороннее освоение учащимися русской традиционной культуры: фольклора, обрядов и праздников, различных видов рукоделия, игры на народных инструментах.
Обучение в школе происходит в течение трёх лет. Для ребят, прошедших обучение по программе «Детский фольклор» Школа русской традиционной культуры становится логичным продолжением обучения в русле традиции, но на более высоком уровне. Тем не менее, прохождение курса «Детского фольклора» не является обязательным: в ШРТК принимаются и вновь пришедшие учащиеся 8-9 лет. Обучение происходит в разновозрастных группах, причём набор (или добор) происходит в каждую из трёх групп, соответствующим годам обучения.
Образовательная программа ШРТК «Горница» включает в себя 10 программ, взаимно дополняющих друг друга. Путем вовлечения детей в работу сразу нескольких объединений создаются благоприятные условия для погружения в мир традиционной культуры и освоения ее ценностей.
Программы, входящие в «ШРТК», образуют два блока:
Одной из главных форм обучения в ШРТК является участие в календарных праздниках, на которых воссоздаются, «проживаются» фрагменты традиционных обрядов. Праздники объединяют творческие усилия учащихся, их родителей и педагогов.
Основополагающим принципом обучения в ШРТК является обращение к аутентичным, то есть подлинными фольклорно-этнографическим материалам и использование этнографически достоверных источников. С этой целью ежегодно проводятся фольклорно-этнографические экспедиции в различные области России, в которых участвуют и педагоги, и учащиеся Школы. Благодаря этим поездкам формируется полевой архив отдела, куда входят аудио- и видеоматериалы, предметы народного быта, костюмы, музыкальные инструменты. На основе полевых материалов происходит воссоздание образцов народного костюма различных регионов России, воспроизведение фрагментов традиционной культуры (праздников крестьянского календаря, свадебного обряда и др.). Аудио и видеозаписи, которые педагог воспроизводит на занятиях, позволяют ученикам освоить местный диалект, терминологию, особенности музыкального звучания, а также изучить традиционную хореографию.
Программа «Школа русской традиционной культуры «Горница» стала победителем Городского тура VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2005-2006 гг.).
Фольклорный ансамбль «Горница» существует на базе ДДТ «Современник» с 1994 года.
Руководитель фольклорного ансамбля «Горница» Татьяна Владимировна Ананчёнок признана лучшим педагогом дополнительного образования 2012-2013гг. в Санкт-Петербурге, является победителем районного и дипломантом городского тура конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям».
За годы существования ансамбля был накоплен огромный репертуар разных жанров: песни, танцы, театральные представления, игровые программы на основе материалов, записанных в фольклорно-этнографических экспедициях в разные регионы России.
Ансамбль является победителем, дипломантом и лауреатом международных, всероссийских, региональных, городских и районных конкурсов и фестивалей:
Коллектив активно принимает участие в мероприятиях различного уровня: выставках, праздниках, семинарах, а также в мероприятиях ДДТ «Современник», является организатором благотворительных концертов.
Участники ансамбля самостоятельно изготавливают костюмы, реквизит к игровым и театральным программам.
Обучение в ансамбле проводиться по 3 дополнительным общеобразовательным программам.
«Музыкальный фольклор. Круглый год» — программа направлена на знакомство и приобщение учащихся к традициям и обычаям русского народа. Отличительной особенностью данной программы является обучение вокальному песенному искусству, приближённому к подлинно фольклорному исполнению. Объективность программы и её ознакомительные знания предполагают дальнейший рост для всестороннего развития личности.
«Народный театр» — программа, направленная на обращение к различным видам традиционного народного театра и создание на этой основе новых театральных представлений. В процессе обучения у учащихся формируется устойчивая потребность к самореализации в сфере народного театра, позволяющей им освоить ценности этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие.
«Художественно-декоративное оформление народного театра» — программа, в ходе изучения которой учащиеся знакомятся и расширяют свои представления о разных видах народных представлений, становлении художественного мышления, овладевают технологиями изготовления различных видов декораций, инструментами для изготовления декораций и кукол к спектаклю, учатся приемам создания изображений в различных техниках.
Также в отделе реализуются самостоятельные, не включённые в комплекс, программы сопутствующей направленности:
«Плетение и ткачество» — двухлетний курс, знакомящий учащихся с принципами старинного вида рукоделия, которым в своё время владела каждая женщина — ткачеством на дощечках, на берде и ткацком станке. Пояса, шарфы, сумочки, панно, детали народного костюма и т. д. — те изделия, которые сможет сделать каждая девочка, пришедшая в объединение.
«Кружевоплетение на коклюшках» — кропотливое, изящное рукоделие, когда-то очень модное, и сейчас переживающее очередной подъём. Работа с тонкими нитями, бусинами, следование прихотливым узорам вологодского, киришского, вятского кружева воспитывают внимание, вкус, чувство прекрасного, а также дают необыкновенное чувство прикосновения к уникальному виду творчества, предназначенном для избранных.
«Молодецкие забавы» — программа, разработанная специально для воспитания мальчиков, для их знакомства с русскими традициями, для их погружения в культуру мужских промыслов, движений, мыслей, для формирования того фундамента, на котором в будущем будут строиться полноценная семья, уважение и самоуважение, здоровые взаимоотношения со сверстниками и старшим поколением.
Программа «Молодецкие забавы» и её автор Борис Анатольевич Артёменко — победители в конкурсе педагогических программ «Идея. Образ. Воплощение» 2012 (номинация «Дебют»).
«Фольклорный праздник» — программа, направленная на знакомство учащихся с отдельными обрядами и обычаями русского народа, с основными праздниками календарного круга, а также с народными театрализованными представлениями, сопровождающими эти праздники. Освоение традиционного пения, хореографии происходит в естественной среде фольклорного праздника через непосредственное участие в нём учащихся.
«Введение в мир русской традиционной культуры» — программа, целью которой является создание условий для творческого развития личности ребенка через приобщение к русской традиционной культуры. Новизна программы отражается в комплексном подходе к развитию музыкальных способностей, риторики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на базе русских народных традиций.
В отделе реализуется Программа духовно-нравственного развития, принесшая её авторам (педагогам отдела) победу в городском и региональном этапах Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Программа включает в себя комплекс мероприятий и праздников, формирующих у современных детей основы нравственности, понимание духовных основ жизни и, наряду с толерантным отношением к миру, социокультурную самоидентификацию. Программа в действии — это ежемесячные (и чаще) праздники, гуляния, познавательно-развлекательные и интерактивные мероприятия, к участию в которых привлекаются не только учащиеся отдельных объединений, но и все ребята ДДТ «Современник», их родители, друзья, а также гости и приглашённые коллективы города.