Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
О проведении ГУМО для педагогов дополнительного образования по направлению «дизайн»

9 марта 2016 года Дом детского творчества «Современник» провел семинар на тему «Дополнительное образование детей в области дизайна в современных социально-культурных условиях» и представил опыт работы педагогов дополнительного образования по направлениям «оригами» и «дизайн» в рамках Городского педагогического проекта «Дизайн-мышление в образовательном процессе».

Со вступительным словом к присутствующим обратилась Павлова Вера Леонидовна, заместитель директора по НМР, методист.

Участники семинара методисты и педагоги «дизайна» были ознакомлены с программой мероприятия.

• Роль ГУМО педагогов дополнительного образования в организации и проведении общегородских выставок детских дизайн-проектов в современных социально-культурных условиях

В начале мероприятия Корнева Галина Михайловна, руководитель ГУМО, выступила по теме семинара и обсудила с присутствующими план проведения городского детского проекта «Я дизайнер — 100 идей».

• Презентация программы «Дизайн» 1-го года обучения для обучающихся 7-11 лет

Далее педагог дополнительного образования Линькова Анастасия Николаевна рассказала участникам ГУМО о программе и достижениях объединения «Дизайн», руководителем которого она является.

Затем Анастасия Николаевна представила презентацию программы «Дизайн»«, в которую вошли разнообразные варианты изготовления изделий детьми на занятиях.

Анастасия Николаевна сообщила, что за основу некоторых своих разработок она взяла японское искусство оригами. Это складывание фигур из листа бумаги квадратной формы без применения ножниц и клея. Оригами как вид декоративно-прикладного искусства интересно детям любых возрастов. При изготовлении оригами у учащихся развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление и воспитывается эстетический вкус. Дети изучают приемы работы с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, знакомятся с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, вершина, симметрия и создают геометрические фигуры из бумаги. Приобретаемые на занятиях знания, умения и навыки, связанные с оригами, отвечают требованиям программы «Дизайн».

Линькова А. Н. обозначила задачи, которые она ставила на занятиях: рассмотреть технику оригами для выявления разнообразных технологических приемов конструирования, провести экспериментальное исследование техники, разработать на основе полученных данных приемы конструирования средствами бумажной пластики, изготовить образцы изделий и технологические карты. В процессе работы с детьми использовались анализ, синтез, моделирование, проектирование, разработка технологии выполнения.

• Мастер-класс по теме «Методика конструирования предметов интерьера в технике «оригами»

Продолжила семинар Кабачинская Елена Львовна, которая сначала продемонстрировала презентацию «Оригами и дизайн», а затем провела мастер-класс по теме «Методика конструирования предметов интерьера в технике «оригами». Под ее руководством участники семинара с помощью выданной инструкции по развертке составили из бумаги стул.

• Мастер-класс по теме «Методика конструирования предметов интерьера средствами бумажной пластики»

Затем Линькова Анастасия Николаевна представила презентацию «Конструирование предметов интерьера средствами бумажной пластики», в которую входили разработанные ею разнообразные варианты и схемы конструирования. Линькова А. Н. предложила всем присутствующим методику конструирования предметов интерьера средствами бумажной пластики.

Задание 1: выполнение изделия «стул со спинкой» с использованием техники «оригами» и дополнение его графическим дизайном.

Цель первого задания: изучение техники «оригами». Также в процессе упражнения дети знакомятся с применением графики в промышленном дизайне и архитектуре, просматривая иллюстративный материал по этой теме. Анализируется роль окраски на объемных формах, рассматриваются различные ее функции: психологическое воздействие, художественно-образное содержание, создание оптических иллюзий.

Младшие учащиеся объединения «дизайн» складывали модель из квадратного листа, а старшие — из листа прямоугольной формы, увеличив длину спинки стула. После сложения лист бумаги разворачивается и заполняется рисунком по намеченной области. В простом упражнении графикой заполняется спонтанно, а в сложном — с расстановкой акцентов в конструкции. Затем на выставке учащиеся анализировали результаты своей работы — как изменяется образ стула с различной окраской: яркой, рельефной, природной, интенсивной, изящной и т. д.

Задание 2: выполнение изделия «стул со спинкой» с помощью складывания квадрата с последующим вырезанием.

В следующем задании в технику «оригами» вносились элементы вырезания бумаги. В этом упражнении учащимся предлагалось изготовить стул, отражающий различные эпохи, изменив базовую модель. В процессе второго задания дети знакомились с историей деревянных стульев разных эпох, их конструкцией, с такими терминами, как «готика», «ренессанс», «барокко» и другие.

Рассматривались выразительные возможности вырезания из бумаги — это настоящее искусство создания ажурного листа; работая канцелярским ножом на плоскости листа, проявляются образы любой сложности и фактуры. Лист бумаги квадратной формы делился по всем сторонам на три равные части и складывался. Затем разворачивался и в определенных местах намечался рисунок фигурных ножек и спинки — таким образом можно сделать копию со старинного стула резной работы.

Задание 3: выполнение изделия «стул со спинкой» с помощью сочетания сложенной полоски и боковой детали.

В методе конструирования с помощью боковой детали отходим от техники оригами, а рассматриваем образ оригами. Находим и рисуем силуэт стула с боковой стороны. Боковая часть с ее особенностями будет влиять на модель: можно выполнить различной высоты спинку и угол наклона, опорную частью, ширину изделия и т. д. Из двух боковых деталей и полосы — верха собирается модель. Полученное изделие декорируется. Потом можно добавить декор, превратив стул в образ трона, летающего стула и т. д.

Задание 4: выполнение изделия «стул со спинкой» с помощью широких и узких полос бумаги их последовательным сгибанием и склеиванием.

Последнее задание презентации — творческое. Надо было придумать свой образ стула и с помощью полос бумаги и методом складывания его выполнить. У детей получились стул-качалка, стул-отдых, стул-трон, стул многоуровневый, стул для мамы и ребенка.

После демонстрации презентации и показа выполненных детьми предметов интерьера Линькова А. Н. провела с участниками ГУМО мастер-класс по теме «Конструирование предмета интерьера с помощью сочетания сложенной полоски и боковой детали».

• Организация образовательной среды ДДТ «Современник» и презентация учебно-методического комплекса для реализации программ художественной направленности

Затем Волкова Вера Александровна, заведующая отделом ИЗО и ДПИ, представила участникам семинара Учебно-методический комплекс и учебные кабинеты нашего учреждения.

Завершило семинар подведение итогов мероприятия. Участники ГУМО эмоционально выразили свое мнение:

  • «Потрясающий семинар! Спасибо устроителям!»
  • «Познавательный и увлекательный семинар!»
  • «Творческое настроение! Тысячу идей появилось!»
  • «Огромное спасибо за великолепную программу семинара и мастер-классы!»
  • «Спасибо за прекрасную атмосферу и методически выстроенную программу семинара, экскурсию по творческому пространству учреждения и потрясающую доброжелательную атмосферу! Вдохновили!!!»
  • «Интересные, полезные выступления. Замечательный Дом, полный творчества!»

А. Н. Линькова,
педагог дополнительного образования
Широкова Т. С., Шмагина Л. Н., методисты