Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Северодвинские узоры

О многолетнем сборе материала для дальнейшего использования его в работе с детьми

После окончания Педагогического университета им. А. И. Герцена в 1995 году, меня пригласили преподавать роспись по дереву в Дом детского творчества «Современник». О росписи по дереву я тогда имел достаточно поверхностное представление, поскольку сам этим серьёзно никогда не занимался. Поэтому для сбора материала мы с группой преподавателей и учеников отправились в экспедицию в город Северодвинск к истокам северодвинской росписи.

Народные росписи, рождённые на берегах Северной Двины и Мезени, — яркое и самобытное искусство. Среди них особенно выделяются пермогорская роспись, ракульская роспись и борецкая роспись. В Северодвинске мы посетили художественную школу, в которой наряду с классическим художественным образованием изучаются местные традиционные росписи, а также художественные мастерские, в которых художники, народные умельцы, по старинным образцам возрождают некогда забытые росписи. Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, очень широк: ковши, блюда, солонцы, туеса и многое другое. А особенно красивы прялки, которые отличаются богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.

Меня пленила сказочность и красота народных росписей. Ведущая тема северодвинской росписи — это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписей составляют растительные мотивы — гибкий побег, на котором нанизаны трёхлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи птица Сирин или большая рыба. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Меня тогда поразило, как глубоко в жизни местного населения сохранились народные традиции, как люди бережно хранят их, передавая от старшего поколения к младшему.

В дальнейших экспедициях, совмещённых с пленером, мы посетили Архангельск, Соловецкий и Антониево-Сийский монастыри, а также города Городец и Семёново. И везде много зарисовывали и фотографировали. Мы собрали богатейший материал, который в дальнейшем использовали в работе с детьми. И хотя сейчас я не преподаю роспись по дереву, но использую элементы росписи в некоторых темах в преподавании рисунка, живописи и композиции.
И сейчас северодвинские узоры мы можем увидеть в оформлении интерьеров Дома детского творчества.

В. В. Леонтьев,
педагог дополнительного образования