Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Об участии в Петербургском открытом научно-практическом семинаре «Современные игровые технологии в системе дополнительного образования детей» (28.03.2013)

28 и 29 марта 2013 года в ГБОУ Центре образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» проходил Петербургский открытый научно-практический семинар «Современные игровые технологии в системе дополнительного образования детей». Участниками семинара были педагогические работники не только из Санкт-Петербурга, но и из других городов: Вологды, Йошкар-Олы, Курска, Кронштадта. На семинаре выступили учёные и педагоги, имеющие богатый опыт работы в данной области. От Дома детского творчества «Современник» выступили Артёменко Борис Анатольевич, педагог фольклорно-этнографического отдела, и я, Николаева Татьяна Алексеевна, педагог отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Для участников семинара работала выставка методической продукции специалистов организационно-массовой работы УДОД «Современность. Досуг. Игра». Семинар открылся Пленарным заседанием, после которого участники, организаторы и гости разошлись по четырем секциям:

• «Опыт внедрения игровых технологий в воспитательный процесс образовательных учреждений»;
• «Современные игровые технологии в культурно-досуговой деятельности педагогов УДОД»;
• «Игровые технологии как средство решения актуальных проблем современного детства»;
• «Результативность и диагностика досуговых программ».

Б. А. Артеменко участвовал в работе секции «Игровые технологии как средство решения актуальных проблем современного детства». Была подготовлена презентация, в которой раскрывались конкретные проблемы современного детства, связанные в том числе и с отрывом от традиционной народной культуры, и давались решения этих проблем через приобщение к фольклорным играм.

Я выступила на секции «Результативность и диагностика в игровой деятельности дополнительного образования детей» с презентацией по теме «Методика отслеживания развития творческих качеств личности на занятиях по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».

Предложила свой вариант ТРИЗ-мониторинга. Это методика диагностики уровня творческих способностей ребёнка и анализа результатов их развития, в которой часто используются игры — модели ситуаций.

Для оценки творческого развития личности ребёнка выбраны наиболее показательные 4 параметра:

1. вариативность мышления;
2. находчивость;
3. уровень развития сообразительности;
4. уровень развития фантазии.

Для отслеживания
• вариативности мышления я выбрала игры на систематизацию свойств предметов,
• находчивости — ресурсные игры,
• сообразительности — игры — модели поиска выхода из противоречивых ситуаций («выполнения противоречивых требований»),
• уровня развития фантазии — игры на приём «Бином фантазии».

В основе большинства игр лежат знакомые детям сказочные ситуации.

Эта методика позволяет отследить рост творческих способностей детей, провести анализ, сделать выводы и дать рекомендации детям и родителям.

Моё выступление заинтересовало присутствовавших на секции педагогов, которые подходили ко мне с вопросами.

29 марта 2013 года прошло подведение итогов работы семинара, на котором ведущие секций высоко оценили уровень проведения мероприятия, актуальность и значимость выступлений.

Затем прошла открытая экспертиза игровых досуговых программ лауреатов V Петербургского открытого конкурса игровых программ «Созвездие игры»:

• игровой программы для учащихся 3-х классов «Вселенная праздников» (Автор: Парфёнова Д. С., педагог-организатор ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»)
• игровой программы для учащихся 6-х классов «Золотое кольцо» (Автор: Чернов С. М., педагог-организатор ГБОУ ДОД ДДЮТ Фрунзенского района СПб).

Я присутствовала на игре «Золотое кольцо». Это была не просто игра, а артистичное шоу с видеорядом, с хорошим вокалом ведущих, загадочной интригой и таинственной музыкой, и при этом оно имело познавательные цели, наряду с воспитательными и развивающими. Эти познавательные цели — изучение истории и культуры нашей Родины, замечательных архитектурных памятников старинных русских городов, входящих в Золотое кольцо России. Успех игры был очевиден, цели достигнуты, задачи выполнены, о чем было сказано и на заключительном обсуждении.

Далее мы увидели презентацию некоторых авторских игровых приёмов лауреатов Петербургского открытого конкурса игровых программ «Созвездие игры». Педагоги-организаторы и концертмейстер ГБОУ ДОД ДДТ Петроградского района показали приемы использования традиционных народных игр и хороводов.

Завершился семинар «Открытым микрофоном» по итогам работы, на котором прозвучали благодарственные слова всем организаторам и участникам и пожелания продолжения таких необходимых мероприятий. Семинар запомнился радостной творческой атмосферой и открытостью педагогов, готовых делиться своим трудом, мыслями, находками.

Т. А. Николаева,
педагог дополнительного образования