Мыслим креативно, работаем результативно!
25 сентября 2015

«Есть незримое творчество в каждом мгновенье,
В умном слове, в улыбке, сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай золотые мгновенья.
В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз»

Саша Черный

С 10 по 11 сентября 2015 года заместители директоров по организационно-массовой работе, заведующие культурно-досуговыми отделами, методисты и педагоги-организаторы учреждений дополнительного образования детей, всего более 40 человек, посетили базу Детского оздоровительного комплекса «Буревестник», город Зеленогорск.

В этом году Дворец творчества юных проводил городской выездной семинар на тему «Современные технологии эффективного взаимодействия подростков: квест и ролевая игра».

Основные задачи семинара:

  • создание условий для развития креативного мышления, обогащения инструментария организаторов детско-юношеского досуга;
  • овладение алгоритмом разработки технологий квест и ролевая игра;
  • стимулирование обновления содержания досуговых программ в контексте потребностей современных детей;
  • объединение участников ГМО, способных творить сообща, делиться идеями и презентовать собственный опыт.

Программа семинара включала выступления: Кареловой И. М. (к. п. н., заведующей Кабинетом НМСДП ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»), Платоновой С. М. (к. п. н., доцента кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А. С. Пушкина), Рыбаковой Е. А. (педагога-организатора, ДДТ «На 9-линии» Василеостровского р-на), Чугуновой Н. В. (методиста, воспитателя ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦДЮТ «Зеркальный»).

На этот раз семинар проходил в игровой форме. Все его участники становились студентами «Академии К.&Р.», а организаторы выступали в роли преподавателей. Студенты были разделены на пять творческих групп с разной цветовой символикой. Вся игровая ситуация вела студентов к итоговому экзамену — презентации работ творческих мастерских.

Каждую из пяти творческих мастерских вели опытные педагоги- организаторы. Целью таких мастерских была разработка актуальных идей, замыслов квест-игр, ролевых игр семейной, научно-технической, социальной направленностей, а также программ, связанных с выбором профессии.

«Мыслим креативно, работаем результативно!» именно под таким девизом прошел ежегодный семинар организаторов детского досуга. По отзывам участников семинар был интенсивным и продуктивным, и полученный опыт пригодится в дальнейшей работе!

Квест и ролевая игра

Квест — это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Обычно программы квестов составлены специально так, чтобы участвовать могли все без исключения: и взрослые, и дети, с любым уровнем образования, телосложением, талантами, сферой деятельности и т. д. Квест это не проверка ваших физических и технических навыков или познаний в литературе и искусстве. Все, что вам нужно для прохождения квеста — это смекалка, логика, находчивость, внимание к деталям и пространственное мышление. Квест — это, прежде вcего, отличная тренировка памяти и сообразительности. Кроме того, захватывающий сюжет и игровая форма такой тренировки доставят массу приятных эмоций, унеся вас далеко от проблем и серых будней. Будучи активной игрой, квест заставит вас двигаться, что изрядно улучшит ваше самочувствие. Хорошее настроение и незабываемые впечатления будут с вами еще долго. Квесты превосходно сплачивают людей, а потому идеально подходят для семейного отдыха и простого общения с друзьями. Говорят, если хочешь лучше узнать человека — просто пройди с ним квест.

Что же такое ролевая игра? Сущность ролевой игры заключается в том, что человек временно «принимает» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает, соответствуют ей. Она не сводится к разыгрыванию дословно описанных действий персонажа, как при игре пьесы. Задается только социальная роль, конкретные же действия, подразумеваемые ею, участники определяют сами.

В большинстве случаев в игре участвует одновременно несколько человек, каждый из которых выступает в своей роли. Как правило, участника просят «взять на себя роль, не характерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке», что позволяет получить новый опыт поведения

Применение ролевой игры позволяет решать следующие задачи:

  • Сформировать у участников новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.
  • Расширить гибкость поведения благодаря возможности принимать роли разных участников общения.
  • Обучить моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.).
  • Продемонстрировать условность предписываемых ролями поведенческих моделей, их зависимость от контекста общения.
  • Создать условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
  • Снизить остроту проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями.

М. О. Шамаева, педагог-организатор