О проекте «Подготовка и проведение праздника «Детские посиделки»
29 декабря 2014

21 ноября 2014 года в Школе русской традиционной культуры (ШРТК) «Горница» ДДТ «Современник» состоялся необычный праздник — «Подготовка и проведение праздника «Детские посиделки», приуроченный ко Дню Михаила Архангела. Его проводили дети, учащиеся 3-го класса ШРТК, для младших детей, занимающихся в объединении «Детский фольклор».

Такая форма проведения праздника, с одной стороны, инновационная, но с другой стороны, она заимствована из русской традиционной культуры. Посиделки (вечорки, вечерины и другие местные названия), — это форма осеннее-зимних гуляний молодёжи. Молодёжь собиралась в просторных избах одиноких женщин, молодые люди общались, веселились, играли, танцевали. Именно на посиделках парни присматривали себе невест, потому что в будние дни девушки приходили на посиделки с рукоделием, и сразу было видно, какая из них лучшая мастерица. Посиделочные песни, игры, хороводы и танцы — одна из жемчужин русского музыкального фольклора. Пока молодёжь веселилась, дети помладше наблюдали за всем происходящим с полатей, а потом устраивали свои посиделки, собираясь по возрасту. В этих группах старшие были заводилами и учили младших петь песни, играть в полюбившиеся игры и многому другому.

В фольклорном ансамбле «Горница» со времени его создания (1994 год) существует традиция проживания праздников народного календаря. Именно «проживания», а не «отмечания», потому что каждый из праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово и Святки, Масленица, Красная горка и др.) — это настоящее народное гуляние, где нет зрителей, а все участники: и педагоги, и дети, и их родители. Программа Школы русской традиционной культуры «Горница», основанной в 2000 году, построена в первую очередь на подготовке к этим праздникам. Обучающиеся разучивают песни, хороводы, танцы, приуроченные к праздникам, делают праздничные сувениры, создают театральные постановки и т.д. Большинство материалов для проведения праздников педагоги «Горницы» почерпнули в фольклорно-этнографических экспедициях, которые организовываются ежегодно с 1997 года, в них принимают участие и дети. Но на праздниках, оценивается не только исполнение детьми выученного материала. Одним из важнейших критериев оценки является активность детей в «проживании» праздничной ситуации. Таким образом, в ШРТК «Горница» стремятся не просто изучить народную традицию, но и воссоздать её в новых условиях мегаполиса для того, чтобы нынешнее поколение не считало её чем-то отжившим и ненужным, а воспринимало её как свою родную культуру. Праздник «Детские посиделки» — один из «кирпичиков» в достижении этой цели.

Каждый год обучающиеся 3-го класса ШРТК проводили праздник для младших детей по разработанному педагогами сценарию. Такой подход выявил ряд проблем, основной из которых является несколько неуверенное поведение проводящих праздник детей.

Для решения этих проблем, в 2014 году был разработан и реализован творческий проект «Подготовка и проведение праздника «Детские посиделки». Проведение праздника было запланировано на 21 ноября, поэтому праздник был посвящен Михаилу Архангелу и всем бесплотным силам (В народе «Михайлов день»).

Руководители проекта — педагогические работники фольклорно-этнографического отдела ДДТ «Современник»:

  • Ананченок Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования, объединения «Музыкальный фольклор», «Детский фольклор»,
  • Галушкина Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования, объединение «Традиционное рукоделие»,
  • Кайдун Вера Викторовна, педагог дополнительного образования, объединение «Русская культура»; педагог-организатор,
  • Кокарева Анна Александровна, педагог дополнительного образования, объединение «Традиционное рукоделие», методист.

В проекте участвовали обучающиеся 3 класса ШРТК:

  • Павлова Юля (10 лет);
  • Леоненкова Настя (10 лет);
  • Котяшёва Саша (11 лет);
  • Демидова Ксюша (12 лет);
  • Щегорцов Антон (12 лет).

Эти дети занимаются фольклором 3-й и 4-й год, и они неоднократно участвовали в праздниках, проводимых фольклорно-этнографическим отделом ДДТ «Современник».

Для участия в празднике в роли младших детей были приглашены обучающиеся объединений «Детский фольклор», 1 и 2 годы обучения (6-8 лет) в количестве 35 человек и их родители.

Целью проекта было организовать и провести праздник «Детские посиделки» для детей младшего возраста, при этом решались такие задачи, как:

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся;
  • развитие навыков сбора и обработки информации по заданной теме;
  • развитие самостоятельности и творческого мышления обучающихся;
  • приобщение детей и подростков к традиционной народной культуре;
  • умение спланировать и провести праздник для младших детей.

Реализация проекта заняла около 2-х месяцев и состояла из четырёх этапов:

  • подготовительный;
  • организационный;
  • практический;
  • итоговый.
  • Подготовительный этап (конец сентября — первая неделя октября)

    Работа на этом этапе заключалась в поддержке инициативы детей провести праздник, определении темы проекта и направления в работе.

    Огранизационный (вторая неделя октября)

    На этом этапе была спланирована вся работа над проектом. Были выбраны темы для самостоятельных исследований детей и работы в малых группах. В соответствии со своими предпочтениями дети решили, кому чем заниматься.

    Практический (конец октября — 20 ноября)

    Самый продолжительный и интересный этап, именно в нём были организованны и осуществлены необходимые исследования, проведён анализ найденной информации. Дети вспомнили всё, что они сами знали о посиделках, узнали особенности детских посиделок и традиции празднования дня Михаила Архангела. Проведя анализ найденной информации и выбрав главное, дети составили сценарий праздника, подготовили мультимедийную презентацию и устные рассказы, сделали бумажные заготовки для сувенира «Ангел», продумали, как объяснить участникам праздника правила народных игр. С помощью педагога по Музыкальному фольклору дети выбрали и разучили игровой хоровод «Пошёл козёл в огород», записанный в фольклорно-этнографической экспедиции в с. Лутна Клетнянского района Брянской области.

    Итоговый этап (21 ноября)

    Итогом всей работы по проекту стало проведение подготовленного праздника «Михайлов день». Ребята, проводящие праздник, чувствовали себя раскованно, так как были хорошо подготовлены и позитивно настроены. Когда они рассказывали о празднике, объясняли правила игры, то не просто повторяли зазубренный текст, а задавали детям вопросы, реагировали на их ответы и много импровизировали. Игровой хоровод с разыгрыванием «Пошёл козёл в огород» получился весёлым, зрители очень радовались благодаря артистичности выступающих. Когда очередь дошла до игр, старшие дети хорошо контролировали ситуацию, а младшие прекрасно реагировали на их указания. В завершение праздника все младшие под руководством старших сделали бумажных Ангелов, которых унесли с собой на память о празднике.

    Родители младших детей, присутствовавшие на мероприятии, отметили, что праздник получился замечательный. Не было ребёнка или взрослого, ушедшего с праздника в плохом настроении или чем-нибудь недовольного. Таким образом, проект был успешно реализован: поставленная цель подготовить и провести праздник «Детские посиделки» была достигнута. Старшие дети смогли в полной мере проявить свои организаторские и творческие способности, составляя сценарий, готовя презентацию, проводя игры с детьми и руководя изготовлением сувенира.

    Дети развили свой навык сбора и обработки информации на заданную тему, проявили самостоятельность в решении некоторых проблем, научились преодолевать трудности, приобрели опыт общения с аудиторией, а не просто концертных выступлений.

    Проводя праздник, дети учились с уважением относиться к младшим, объясняться с ними на понятном для них языке, воспитывая и в них бережное отношение к народной культуре. Младшие дети узнали много нового, научились делать ангела из бумаги, получили позитивный настрой не только от народных игр, но и от общения со старшими. И дети, и педагоги внесли свой вклад в дело сохранения русской традиционной культуры.

    Приложение: Презентация проекта «Детские посиделки»

    Т. В. Ананченок, Т. С. Галушкина,
    педагоги дополнительного образования
    В. В. Кайдун,
    педагог дополнительного образования,
    педагог-организатор
    А. А. Кокарева,
    педагог дополнительного образования,
    методист