Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Презентация деятельности фольклорно-этнографического отдела ДДТ «Современник» членам Городского методического объединения руководителей фольклорных ансамблей (03.12.2013)

3 декабря 2013 года состоялось очередное заседание городского методического объединения фольклорных ансамблей, руководителем которого является Попова Ирина Степановна. ГМО фольклорных ансамблей не очень многочисленное, но зато дружное и активное. Участники ГМО организуют общие ежегодные мероприятия: «Васильев вечер», «Жаворонки прилетите, весну принесите» и другие. Также ГМО является одним из организаторов международных фестивалей «Наследники традиций».

Участники ГМО всегда рады встрече друг с другом, и на этот раз все собрались в Доме детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга. Тема заседания: «Деятельность фольклорно-этнографического отдела ДДТ „Современник“ по сбору, хранению и опыту использования этнографического материала». Тема выбрана не случайно, так как в течение 17 лет педагоги отдела вместе с детьми ежегодно выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции. За это время собран богатый этнографический материал, который поистине бесценен.

Во вступительном слове директор ДДТ Гребенькова Марина Николаевна отметила активную проектную деятельность фольклорно-этнографического отдела и выделила одно из ярких направлений отдела — исследовательскую деятельность образцового детского коллектива — фольклорного ансамбля Школы русской традиционной культуры «Горница», обозначила цели, которые ставит педагогический коллектив при организации исследовательской деятельности, и достигнутые результаты. Марина Николаевна особо подчеркнула достижения ансамбля и педагогов, руководителей ансамбля.

Педагог-организатор Кайдун Вера Викторовна в своём докладе «Экспедиционная практика как основа деятельности фольклорного коллектива» рассказала об истории и особенностях экспедиций.

Экспедиционная деятельность фольклорного ансамбля «Горница» фольклорно-этнографического отдела началась с 1997 году и продолжается по сегодняшний день. Педагоги коллектива вместе с детьми ежегодно выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции. Обычно группа формируется из 10-13 человек. Подготовку и руководство экспедицией осуществляет педагогический состав. К участию в полевой работе привлекаются родители обучающихся.

В экспедициях решаются следующие задачи:
— во-первых, познакомить обучающихся с живой традицией, что усиливает их интерес к народной культуре и формирует навыки исследовательской работы;
— во-вторых, собрать фольклорно-этнографический материал: песенно-танцевальный, игровой фольклор, инструментальные наигрыши, костюмы и предметы быта.

Участвуя в экспедициях, дети получают убедительные доказательства существования неповторимой русской культуры и возможности ощутить себя причастными к этой культуре. Благодаря непосредственному контакту участников коллектива с носителями традиционной песенной культуры, а также постоянному прослушиванию и просмотру фольклорных материалов на занятиях освоение и совершенствование исполнительского мастерства происходит естественным образом, из уст в уста.

Обучение навыкам исследовательской работы происходит как во время экспедиции, так и после её проведения. Сбор фольклорно-этнографического материала осуществляется всеми доступными средствами: ведутся полевые дневники, осуществляется аудио- и видеозаписи, многоканальная запись, фотографирование, зарисовка кроя традиционных костюмов, составление схем вышивок и ткачества.

По завершению экспедиции проводится работа по обработке экспедиционных материалов и подготовке к отчету, на котором участники экспедиции (как взрослые, так и дети) выступают со своими сообщениями.

Результатами исследовательской работы коллектива являются аудиодиски с этнографическими записями и записями ансамбля «Горница», видеофильмы, методические пособия по музыкальному фольклору и народному костюму и другое.

А в 2011 году издан мультимедийный диск «Традиционная культура Жуковского района Брянской области» (проект был реализован на средства Гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства). Руководитель проекта, педагог дополнительного образования Рудяева Ольга Александровна, на ГМО выступила с докладом по теме «Создание мультимедийного издания как современный способ хранения и распространения этнографического материала».

Участники проекта: сотрудники Дома детского творчества «Современник», педагоги Школы русской традиционной культуры «Горница», фольклорный ансамбль «Горница», народный семейный фольклорный ансамбль «Горошины» (п. Небольсинский Жуковского района Брянской области, руководитель Булаткин И.).

На мероприятии были представлены значимость и новизна, цели, содержание, методы подготовки, этапы реализации проекта. Особо были отмечены результаты реализации проекта:
• неподдельный интерес учащихся к образовательному процессу, активное участие в мероприятиях отдела, высокие достижения на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня;
• возможность переноса накопленного опыта в практику других педагогов;
• предоставление специалистам и широкой публике ценных возможностей по исследованию народных традиций;
• создание технологии, которая может быть использована для выпуска аналогичных мультимедийных изданий, эффективно представляющих другие локальные фольклорные традиции России.

Все материалы мультимедийного издания активно используются на занятиях Школы русской традиционной культуры «Горница» ДДТ «Современник». На основе экспедиционных записей реконструируются старинные обычаи, воспроизводятся на занятиях и праздниках традиционные формы поведения. Репрезентативные материалы — аудио- и видеозаписи, этнографические образцы — значительно обогащают учебный процесс, позволяют обучающимся получить более полное представление об одной локальной традиции и о мире традиционной культуры в целом.

Артеменко Борис Анатольевич, педагог дополнительного образования, предложил участникам городского методического объединения руководителей фольклорных коллективов познакомиться с докладом «Методика разучивания хороводных и календарных песен с учащимися младшего школьного возраста: из опыта работы».

В начале своего выступления Борис Анатольевич рассказал об особенностях образовательной программы «Детский фольклор», ее целях, сроке реализации и режиме проведения занятий и остановился подробнее на опыте использования этнографических материалов в работе объединения, целью которого не является аутентичное исполнение песен. Для педагога важно не столько развитие вокальных навыков детей, сколько формирование общего положительного впечатления о русской культуре как культуре интересной, богатой и развивающейся со временем. В своей работе он использует не только всем известные народные песни и материал из пособий, но и песни, «добытые» в экспедициях.

На примере хороводного цикла «Я горю на камушке», который был записан в д. Медлеша Виноградовского района Архангельской области, Борис Анатольевич показал, как лучше разучивать фольклорные произведения, в которых соединяются пение и хореографическое движение: разучивание текста на слух с голоса педагога; разучивание хореографических движений; чтение текстов и их обсуждение; пение по тексту (с листа); самостоятельное заучивание текста (дома); повторение старых и разучивание новых фигур на занятиях; проведение всего хороводного цикла на занятии.

В качестве примера календарной песни была выбрана волочебная «Волочилися волочебнички», записанная в д. Борисково Невельского района Псковской области. В процессе разучивания были выделены следующие этапы: разучивание текста с голоса педагога; разработка плана занятия, презентации и таблицы-схемы; проведение теоретического занятия, посвященного этой песне.

Представленный опыт показывает, что хороводные и календарные песни можно разучить с детьми не только «классическим» фольклорным способом «из уст в уста», но и современными методами: печатным текстом, электронной таблицей-схемой и презентацией.

В докладе Галушкиной Татьяны Сергеевны «Роль объектов материальной культуры в изучении локальной традиции» представлены особенности экспедиционной работы с точки зрения «прикладника». Чаще всего основное внимание в репортаже уделяется песенной и обрядовой стороне традиционной культуры. Изучение материальной культуры производится по «остаточному принципу» — либо в конце репортажа, либо в связи с обрядом. Сведения, полученные таким образом, были использованы при составлении пособия о традиционном костюме Брянской области.

В ходе работы над мультимедийным изданием «Традиционная культура Жуковского района Брянской области» были выявлены пробелы в собранных сведениях о костюме. Экспедиция 2010 года, предпринятая с целью сбора материала непосредственно для издания, оказалась очень плодотворной в плане расширения знаний о традиционном костюме. Был составлен опросник из сорока вопросов на темы: мужской костюм, женский костюм, верхняя одежда и обувь, головные уборы, прически, украшения, косметика, отражение половозрастного статуса в костюме. Полученная информация изложена на диске в разделе «Костюм».

Также Татьяна Сергеевна подчеркнула полезность экспедиций для детей с точки зрения педагога по рукоделию: ведение дневников (фиксация текстов песен, диалектных слов, названий деталей костюмов, предметов быта, продуктов и т. п.); частичное погружение детей в традиционную культуру (дети могут надевать традиционный костюм, пробуют местные блюда, исследуют деревенское хозяйство).

Следующим был доклад Ананченок Татьяны Владимировны «Кукольный театр как синкретичная форма использования традиционного материала». Всем присутствующим близок вопрос адаптации фольклорного материала в сценическом пространстве. Татьяна Владимировна поделилась своим опытом использования театральной формы. Обучающиеся Школы традиционной культуры «Горница» хорошо знакомы с традиционным народным театром: каждый год на Святки дети показывают «Рождественский вертеп», а на Масленицу — традиционное кукольное представление «Петрушка». Есть в «Горнице» и другие постановки, созданные на основе традиционного вертепного театра. Это «Сказание о Петре и Февронии», сказка-притча «Награда и наказание» и спектакль «Честным пирком да за свадебку», в котором используется этнографический материал, собранный в экспедициях 2011-2013 гг. в Унечский, Стародубский и Суражский районы Брянской области. Отрывок последнего был с большим успехом показан членам ГМО. В созданиях спектаклей активное участие принимают педагоги по рукоделию Галушкина Татьяна Сергеевна и Кокарева Анна Александровна.

Показом спектакля, можно сказать, началась «творческая» часть заседания. Дальше гостей ждали два сюрприза: мастер-классы Кокаревой Анны Александровны («Брянский женский головной убор: формы, функции, опыт изготовления») и Егоровой Любови Владимировны («Традиционная кухня Унечского района Брянской области»).

У Анны Александровны участники ГМО не только приобрели ценные сведения о традиционных головных уборах, но сами изготовили чепчик (с. Брянкустичи Унечского района Брянской области), который смогут носить на праздниках в своих коллективах.

Вместе с Любовью Владимировной гости приготовили традиционное блюдо Унечского района Брянской области «Чучики», которое с большим удовольствием попробовали за общим праздничным столом.

Педагоги фольклорно-этнографического отдела постарались сделать заседание ГМО не только познавательным, но и интересным, разнообразным, принять участников ГМО как дорогих гостей, что у них, безусловно, получилось. В этом им помогали сотрудники ДДТ: директор Гребенькова Марина Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе Широкова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Щеглова Елена Александровна, заведующая отделом Вишнякова Анна Вячеславовна, методисты Фофанов Андрей Анатольевич и Шевелев Артем Сергеевич.

Т. В. Ананченок, Б. А. Артеменко,
Т. С. Галушкина, В. В. Кайдун, О. А. Рудяева,
педагоги дополнительного образования
Фото методиста А. А. Фофонова