Занятия с родителями детей, обучающихся в фольклорном ансамбле Школы русской традиционной культуры «Горница»
5 февраля 2015

Русская традиционная культура содержит в себе богатейший опыт воспитания детей, и в первую очередь это воспитание на собственном примере. Наблюдая за взрослыми, перенимая их навыки, манеру поведения, мировоззрение, дети включаются в пространство культуры. Работая с детьми, педагоги Школы русской традиционной культуры (ШРТК) «Горница» стараются использовать этот метод. В частности, это возможно в атмосфере народного праздника, где нет зрителей, а все участники. Эти праздники регулярно проводятся фольклорно-этнографическим отделом ДДТ «Современник». Они объединяют не только педагогов и учащихся, но и их родителей, братьев и сестёр. Для того, чтобы роль родителей в празднике была более активной, нужно их заранее подготовить. Этому способствуют и открытые занятия, и беседы, но самым эффективным способом являются занятия в фольклорном ансамбле.

Уже несколько лет некоторые родители под руководством педагога Ананченок Татьяны Владимировны осваивают традиционную манеру пения, собираясь после занятий с детьми. Здесь можно узнать много нового о традиционной культуре, пообщаться, узнать об успехах детей, но главное, попеть. Для многих то, что они узнали о русских традиционных песнях и пении, является откровением, так как сложившиеся стереотипы далеки от оригинала, и большинство из разучиваемых песен они никогда не слышали. Но прикосновение к истинной традиционной культуре открывает новый мир, интересный и разнообразный.

Такие занятия с родителями решают следующие задачи:

  • познакомить родителей с особенностями традиционной культуры, в частности, для того чтобы они убедились в неоспоримой пользе, которую приносят их детям занятия в ШРТК;
  • подготовить родителей к праздникам народного календаря, организуемым фольклорно-этнографическим отделом;
  • привлечь родителей к участию в спектаклях, в которых участвуют обучающиеся ШРТК, выпускники и педагоги;
  • способствовать активному включению родителей в концертную деятельность;
  • освоить традиционную манеру пения, которая наиболее близка к естественному звукоизвлечению, присущему человеческому организму;
  • получить положительные эмоции как от пения, так и от общения.

На занятиях родители знакомятся с детским репертуаром, для того чтобы поддержать детей на праздниках и некоторых концертах, но также осваивают репертуар, соответствующий возрасту исполнителя. Одно из основных правил освоения традиционного песенного искусства — разучивать те песни, которые в реальной обрядовой ситуации пели сверстники. Например, на Святках маленькие дети пели простенькие колядки, скорее скандируя, чем напевая, дети постарше — одноголосные колядки посложнее и рождественский тропарь, подростки — многоголосные колядки, молодежь водила святочные хороводы, у взрослых тоже был свой репертуар.

Так сложилось, что в «Горницу» на занятия с родителями приходят мамы, поэтому самые подходящие и востребованные песни — это женская лирика, в том числе поздняя. Это песни о нелёгкой женской доле, очень мелодичные, их тексты рождают множество ассоциаций с нашей современной жизнью и часто являются поводом к свободному общению. Педагоги «Горницы», являясь организаторами большого числа фольклорно-этнографических экспедиций, хорошо знают традицию Брянской области. Именно брянские экспедиционные записи являются основой репертуара как детей, так и взрослых.

Если родители занимаются тем же делом, что и дети, то взаимный интерес усиливается. Для того, чтобы дети не думали, что народная культура — это прошлое и давно забытое, нужно постараться, чтобы и в семье жили хотя бы её элементы: можно ведь испечь «козули» на Святках и кулич на Пасху, спеть колядку бабушке или соседям, на Масленицу скатиться с горки, завить берёзку на Троицу. Это же так важно — вспомнить, что сегодня важный праздник, который всегда отмечали наши предки, значит это и НАШ праздник.

Благодаря занятиям, родители стали активными участниками мероприятий Школы русской традиционной культуры «Горница», не только праздников, но и концертов и фестивалей:

— ежегодный фольклорный фестиваль «Рождество Христово»;
— ежегодный фольклорный фестиваль «Фольклор XX века»;
— фестиваль традиционных обрядов «Древо жизни» в г. Чебоксары;
— ежегодный праздник фольклорной семьи «Сретение»;
— концерт, посвящённый 20-летию фольклорного ансамбля «Горница» и др.

Таким образом, в «Горнице» решается задача связи поколений, когда и дети, и подростки, и взрослые занимаются одним очень важным делом — сохранением русской культуры, и в процессе взаимно обогащают друг друга: дети учатся у взрослых, а взрослые у детей.

Т. В. Ананченок,
педагог дополнительного образования