Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Методика преподавания традиционного танца
в детском образовательном учреждении

Русский народный танец является одним из распространенных и древних видов народного творчества. Он стал неотъемлемой частью традиционной народной культуры, охватывающей все сферы деятельности человека от рождения и до смерти. Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждой деревне были свои излюбленные места, где в праздничные дни собирался народ — водили хороводы, пели, плясали, играли в традиционные игры. Специфическое свойство фольклора — синкретизм. Это единство разных элементов: музыки, речи, движения, драматического действа и т. д. Традиционная хореография неразрывно связана с другими областями традиционной культуры, особенно с народной песней, инструментальным наигрышем, обрядовым действием. Песня же, наложила особый отпечаток на характер танца и его стиль, определив особенности русской манеры исполнения.

В танце каждый человек желал стать лучше, возвышеннее, чем в повседневной жизни. В крестьянской среде "посиделки","вечерки«-были средством общения, знакомством молодежи разных деревень, поиском будущей спутницы, или спутника жизни. Традиционная народная хореография, основанная на естественных раскрепощенных движениях, принципиально отлична от манеры сценического народного танца. Она предполагает особую внутреннюю и внешнюю свободу в движении. В Выборгском районе Санкт-Петербурга, на базе ДДТ «Современник», существует единственная в своем роде «Школа русской традиционной культуры » (ШРТК) где осуществляется комплексная программа ознакомления, изучения традиционного уклада жизни и приобретения учащимися навыков ансамблевого, сольного исполнения традиционных песен, игре на народных инструментах. Туда входят такие дисциплины как: «Музыкальный фольклор» (ансамбль), «Индивидуальный вокал», «Народные инструменты» (балалайка, гармошка), «Традиционный танец», «Этнография», «Русская культура», «Ткачество», «Кружевоплетение». Предметы общего музыкального развития: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература. Возраст учащихся, обучающихся по этой программе — от 7 до 16 лет. Программа «традиционный танец», взаимосвязана с другими программами ШРТК и направлена на комплексное формирование личности учащегося.

На занятиях с детьми «Школа русской традиционной культуры» (ШРТК) по программе «Традиционный танец» происходит обучение только тем танцам и хореографическим движениям, которые бытовали и бытуют в русских деревнях. Программа не предполагает освоения учащимися сложных движений, требующих профессиональных навыков и особенных тренировок. Очень важно, чтобы работа на уроке приносила радость и чувство удовлетворения от процесса, воспитывала культуру общения, умение работать в коллективе. Она направлена на приобретение ими свободы и навыков традиционного движения соответственно жанру и региональной принадлежности данного танца (пляски, кадрили, хоровода). Основной задачей занятий является развитие пластики движения, чувство ритма, раскрепощение двигательного аппарата. Особенность данной программы заключается в следующем: ознакомлении учащихся с региональными традициями народной хореографии и практическом освоении многообразия видов и форм народного танца (от парно-бытовых танцев, переплясов, простых орнаментальных хороводов до сложных многофигурных плясок и кадрилей); изучении хореографических особенностей танцев различных регионов России (техники движения, вида шагов, дробей, положения рук); способствовать приобретению различных навыков и приемов для успешного усвоения программы.

Невозможно и нецелесообразно изучать танец и приобретать навыки традиционного исполнительства по печатным изданиям и сборникам. Огромную помощь в методике преподавания и подборе исполнительского репертуара по танцу оказывают творческие встречи, курсы повышения квалификации, где происходит живое, очень плодотворное общение с профессионалами традиционной хореографии. В 2007-2008гг. на факультете музыки РГПУ им. А. И Герцена проходили семинары со знатоком мужской пляски южной традиции Урала и Сибири — Асановым В. В; В 2008-2009гг. методистами Ленинградского областного комитета по культуре (ЛО ГУК УМЦКиИ) были организованы курсы по традиционной культуре Ленинградской области. В 2009-2010 гг. на базе Санкт- Петербурского городского дворца творчества юных (СПбГДТЮ) состоялись курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по материалам Ленинградской области. Творческие встречи по традиционному танцу проводила Емельянова Г. В. — замечательный преподаватель, профессионал в этой области, глубоко изучивший плясовые традиции севера: Мурманскую, Архангельскую, Ленинградскую области. Большое внимание уделялось методам и способам работы с детьми и взрослыми коллективами; материалу по культуре гуляния молодежи ХIХ века Ленинградской области, «посиделкам», «вечеркам». Используя богатство и разнообразие, собранного материала ведущими специалистами традиционной хореографии, проживая на собственном опыте взятый материал разных локальных традиций, были отобраны, те способы и приемы работы с детским коллективом, которые «прижились» и нашли свое место в творческом процессе изучения и приобретения навыков традиционного исполнительства.

Методика преподавания ориентирована на такие важные аспекты, как создание условий для развития и формирования творческой личности ребенка, развитие образности мышления и воображения. Освоение навыков традиционного исполнительства дает возможность учащимся глубже ощутить богатство традиционной культуры, почувствовать радость свободного движения, дать позитивный выход нерастраченной энергии. Главной цель связана с приобщением ребят к народной песенно-танцевальной культуре России, раскрытию их творческих способностей, внешнему и внутреннему раскрепощению.

Особое внимание уделяется импровизации в пляске. В своей основе она связана с умением свободно пользоваться видами традиционного шага («мягкая поступь», «переменный шаг», «каблучок», шаг «горошинкой или уточкой», дробями с различными акцентами на слабую или сильную доли, «ковырялочки»); особым положением корпуса во время движения, способностью выделять акцентированными движениями рук и ног кульминационные моменты в развитии танца и некоторой «свободой» удобством и комфортным ощущением танцора в пляске.

В процессе освоения и приобретения навыков исполнительства происходит постепенное накопление танцевального опыта, расширение репертуара, который выбирается сообразно возрасту, развитию и способностям учащихся.

Формы занятий:

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть — рассказ, беседу, просмотр видеоматериалов, объяснение, показ педагога;

Практическая часть — предполагает освоение танцевально-хореографических навыков, разучивание материала, проведение репетиций к концертам и праздникам.

Основные аспекты работы в практической части занятия по традиционному танцу направлены на:

  1. Создание общей, творческой обстановки для работы на уроке: на традиционном материале приговорок, скороговорок, потешек, проговариваемых во время ритмического движения;
  2. Разминку на развитие чувства ритма, ощущения внутренней пульсации в ногах, в руках «пружиночка»;
  3. Работу над основным положением корпуса, выделением сильной слабой доли в ритмических заданиях, над расслаблением рук и ног при помощи специальных упражнений, в игровой форме («Вепсские игры»);
  4. Изучение пластики движения ног (виды шагов), пластикой рук (положение рук соответственно корпуса подняты на уровне головы, груди или опущены вниз);
  5. Развитие воображения, образного мышления на основе пластических и традиционных загадок;
  6. Изучение дробей (разного вида);
  7. Разучивание рисунка нового танца, пляски, кадрили (в последовательности фигур);
  8. Повторение ранее освоенных жанров танцевальной хореографии;
  9. Народные игры с напевами.

Наиболее тесно данная программа связана с программой «Музыкальный фольклор» и является ее дополнением. На занятиях традиционным танцем ребята знакомятся, расширяют и углубляют свои знания в области народной музыкальной культуры. Учащиеся имеют возможность более последовательно проработать характерные хореографические элементы хороводных и плясовых песен, которые они выучили на занятиях по программе «Музыкальный фольклор», прочувствовать неразрывную связь пения и движения, свойственную фольклору. На занятиях по программам «Традиционный танец» и «Музыкальный фольклор» осуществляется координированная подготовка к праздникам народного календаря и концертам.

Список литературы для педагога

  1. Бачинская Н. М. Русское хороводы и хороводные песни. — М.: Музгиз, 1951.
  2. Мужской сборник: Мужчина в традиционной культуре. — М.: Лабиринт, 2001. Вып. 1.
  3. Народный танец. Проблемы изучения. — СПб., 1991.
  4. Русский народный танец. Учебное пособие. Север России. — М., 1996. Вып. 1
  5. Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб., 2002.

Т. Г. Удалова,
педагог дополнительного образования