Об участии концертмейстеров Дома детского творчества «Современник» в интерактивном семинаре
«Концертмейстерская практика — опыт решения образовательных задач»
30 мая 2016

24 мая 2016 года состоялся районный семинар концертмейстеров учреждений дополнительного образования Выборгского района, в котором от ДДТ «Современник» приняли участие Брагина Лия Васильевна, Тришина Инга Геннадьевна и Артёменко Глеб Анатольевич.

Согласно тезисам доклада Брагиной Лии Васильевны, одна из главных особенностей творчества концертмейстера — воплощение не единоличное, а в триаде: руководитель — ансамбль — концертмейстер. С точки зрения исполнительства выступление фольклорного вокального ансамбля с гармонистом вполне возможно рассматривать как вокально-инструментальный дуэт. Игра в дуэте вообще имеет свои специфические сложности, поскольку он является самой малой ансамблевой формой, и один исполнитель не может «спрятаться» за спину другого.

Передовые музыканты в жанре инструментального искусства всегда стремились приблизиться к лучшим традициям русской певческой школы, стремились «к пению», к выразительности человеческого голоса. Грамотному концертмейстеру, необходимо помнить об этих традициях, ведь если пианисты наперекор природе добиваются на рояле пения, то на гармони пение вытекает из самой природы инструмента. «На гармони тоже нужно петь!»

Инга Геннадьевна Тришина позиционирует концертмейстера как универсального исполнителя, который должен уметь читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, играть в ансамбле. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, как много умений и навыков необходимы концертмейстеру для работы в любом коллективе, как в детском, так и во взрослом. Одной из таких важных особенностей является наличие положительных психологических качеств у концертмейстера.

Другой особенностью является быстрота реакции концертмейстера, он должен обладать многоплоскостным вниманием, должен быть наделен качествами лидера и уметь вести за собой целый ансамбль. Концертмейстеру важно в своей работе с детьми уметь не столько играть, сколько слушать и слышать всех участников процесса: замечания и пожелания педагога дополнительного образования, предложения детей. Концертмейстер также должен помогать организовывать работу детского коллектива и на занятиях, и на выступлениях.
Таким образом, для детей в детском творческом коллективе концертмейстер является другом, помощником, наставником, примером для подражания не только в совместной деятельности, но и в жизни!

Глеб Анатольевич Артёменко считает, что все наигрыши под пляску необходимо воспринимать как синкретичное единое целое — многоуровневый фольклорный текст, где танцор и аккомпаниатор являются не парой «солист-концертмейстер», а равными по значению исполнителями и сотворцами. Таким образом, подразделение на танцора и аккомпаниатора в русской традиционной культуре весьма условно. Чаще всего гармонист и исполнители пляски чувствовали себя на равных, а потому каждый был ответственен за общий результат исполнения, как солист. Типология наигрышей под пляску весьма многообразна — не любой наигрыш может быть использован в дидактических целях (обучение танцевальному движению, обучение манере поведения в коллективе, танцевальный этикет). Методы и приемы игры, употребляемые концертмейстером для облегчения освоения материала учащимися весьма разнообразны: варьирование наигрыша, акцентирование сильной доли, варьирование темпо-ритма (смена кусков «медленно-быстро» и переходы с ускорением и замедлением в процессе исполнения наигрыша).

Разный характер варьирования в исполнении наигрыша под пляску разных возрастных групп (взрослые — быстрее, младше — медленнее). Важны особенности восприятия — сигнальные особенности наигрышей, вырабатывание узнавания (и правильной реакции) на изменение характера наигрыша, дидактические особенности изменений в процессе игры (обрывание наигрыша, смена типа движения, и т. д.) Особенности исполнения наигрыша непосредственно связаны с характером пляски под него и с тем, каков характер исполнения этой пляски танцорами. В процессе исполнения наигрыша, одной из особенностей является изменение поведения и статуса учащегося в процессе пляски и игры:
Педагог не только ждет от учащихся освоения плясового движения под звуки заданного наигрыша, но и сам, как гармонист реагирует на изменение характера их пляски, которая является средством самовыражения личности. Учащиеся в процессе пляски не только реагируют на замечания педагога и концертмейстера, но самостоятельно определяют характер пляски, варьируют плясовые движения и выступают как равноправные участники действа, настоящие народные исполнители, транслирующие элементы народной культуры в той мере, в которой они владеют ими. Воспитательный элемент — изменение статуса личности в процессе исполнения: учащиеся чувствуют ответственность, не как «ведомые» или «наставляемые» (статус «ученик»), но как равноправные, взрослые носители традиционной культуры.

В живой атмосфере традиционной культуры гармонист и пляшущие образуют собой союз с двухсторонней связью — их общение являет собой непрерывный обмен информацией, что является важным примером невербальной коммуникации посредством различных форм традиционной культуры.

Г. А. Артёменко, И. Г. Тришина,
концертмейстеры
Л. В. Брагина, концертмейстер,
педагог дополнительного образования
Фото Г. А. Артеменко.