Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Об участии педагогов дополнительного образования
ДДТ «Современник» в районном конкурсе
«Сердце отдаю детям»

13 марта 2014 года стартовал районный конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Дом детского творчества «Современник» направил на конкурс следующих педагогов:

  • Артеменко Бориса Анатольевича — в номинации «Дебют»
  • Егорову Любовь Владимировну — в номинации «Педагог-мастер»
  • Кокареву Анну Александровну — в номинации «Педагог-мастер»

На заочный тур конкурса были представлены образовательные программы:

  • «Детский фольклор» педагога Артеменко Б. А.
  • «Народное творчество для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» педагога Егоровой Л. В.
  • «Традиционное рукоделие» педагога Кокаревой А. А.

Помимо образовательных программ, в пакет конкурсных материалов входила и творческая работа педагогов — эссе: «Я — педагог дополнительного образования».

Предлагаем Вашему вниманию эссе конкурсантов.


Я — педагог дополнительного образования

Б. А. Артеменко,
педагог дополнительного образования

Меня зовут Борис Анатольевич Артеменко. В системе дополнительного образования я работаю меньше трех лет. Как говорится, для истории это очень маленький срок, а для человеческой жизни достаточный, чтобы подводить первые итоги.

На выбор профессии повлияли занятия фольклором с 1997 года. К моменту окончания школы у меня не было какого-то четкого представления о том, куда пойти учиться, но хотелось изучать народную культуру либо с музыкальной, либо с филологической точки зрения. Совершенно случайно поступил в педагогический колледж и ни разу не пожалел об этом. Полученная специальность и практика дали возможность продолжить обучение в РГПУ им. А. И. Герцена на дошкольном отделении. Практика в детском саду во время учебы позволила понять возможность и необходимость применения в работе с детьми любого возраста произведений устного народного творчества. Специализация же на кафедре Детской речи университета позволила увидеть, что городской ребенок тоже нуждается в своеобразном исследовании. От современных детей можно записывать считалки, жеребьевки и игры, как это делали много лет назад. Всё это позволило мне стать педагогом по фольклору, и я теперь стремлюсь не только передать детям свои знания и опыт, но и почерпнуть накопленные ими умения.

В своей работе я стараюсь не просто обучить ребенка традиционному пению, танцу, а воспитать в нем «творца», носителя народной культуры в городской среде. При этом сталкиваюсь с определенными проблемами: культура европейского города, средства массовой информации диктуют, навязывают ребенку, подростку новые понятия современной массовой культуры и стереотипы поведения, да и родители часто забывают о духовно-нравственном развитии своего ребенка. Поэтому объектом педагогической работы стал не только сам ребенок, но и его семья.

Отсюда и возникла необходимость поиска формы работы с родителями, которая позволит им стать не просто наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса. Такой универсальной формой стало открытое занятие с привлечением родителей к его организации и проведению. Так, состоялись открытые занятия: «Рождество и Святки», «В ожидании Пасхи», «Песенно-хореографические формы детского фольклора» во время производственной практики студентов кафедры русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, «Подготовка к празднованию Масленицы» в рамках городского педагогического проекта «Перспективы развития инклюзивного обучения в учреждениях дополнительного образования детей. Проблемы, поиски, решения».

На мой взгляд, открытое занятие способствует лучшему освоению нового и ранее пройденного учебного материала, налаживанию контакта в триаде «дети-педагог-родители», позволяет родителям оценить успехи своего ребенка, прочувствовать атмосферу любви, дружбы и уважения к каждому участнику занятия и, наконец, подробнее познакомиться с дополнительной образовательной программой «Детский фольклор», ее методами, приемами и средствами обучения.
Эта форма работы позволила родителям по-другому взглянуть на своих детей: они стали более открытыми, артистичными, не стесняются носить традиционную одежду, петь и танцевать. Дети делятся с родителями своими впечатлениями о занятии, играют с ними или разучивают игры и песенки со своими младшими братьями и сестрами (что очень схоже с традиционной моделью передачи народной культуры «из уст в уста, от сердца к сердцу»).

Последнюю фразу «из уст в уста, от сердца к сердцу» считаю девизом своей работы, так как главное для меня — это выстраивание гармоничных и добрых отношений с учениками и их родителями не только в рамках занятий, праздников народного календаря, но и вне учебной работы (общение с родителями в группе объединения в социальной сети).


Я — педагог дополнительного образования

Л. В. Егорова,
педагог дополнительного образования

Я, Егорова Любовь Владимировна, работаю в системе дополнительного образования детей 5 лет. Имею высшее педагогическое образование. В 2002 году окончила Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена по специальности учитель технологии и предпринимательства, работала учителем технологии, а в 2008 году была принята на работу в фольклорно-этнографический отдел ДДТ «Современник» в качестве педагога дополнительного образования, кем и остаюсь до сегодняшнего дня.

Являюсь активным участником мероприятий отдела, районного и городского уровней, провожу мастер-классы с детьми и их родителями. Считаю немаловажным стремление педагога к саморазвитию и повышению квалификации на соответствующих курсах, в связи с чем регулярно посещаю открытые конференции, круглые столы. В 2009-2010 гг. посещала курсы и успешно защитила курсовую работу по теме «Художественно-эстетическое развитие детей и подростков средствами дополнительного образования», в 2011 году — «Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ — технологии развивающего обучения», «Современные технологии. Обслуживающий труд», «Учебно-методический комплекс с использованием ИКТ». С 2010 имею первую квалификационную категорию.

Программа, по которой я работаю, называется «Народное творчество». Эта программа призвана ввести детей в мир народного искусства, сохранить цепь преемственности поколений, открыть огромный мир духовного опыта народа, культурные ценности, созданные им на протяжении веков.

Еще с детства я понимала, что педагогическая деятельность станет для меня определяющей в профессиональном плане. Я мечтала стать педагогом, и это произошло. Работа с детьми меня увлекает, мне нравится делиться своими знаниями и умениями. Очень вдохновляет результат, когда я вижу, как развивается ребенок, как совершенствуются его умения и повышается качество его работ. Радостно, когда дети проявляют свою индивидуальность, придумывая свой неповторимый стиль, свое цветовое оформление работ, начинают находить причинно-следственные связи между предметами или деталями изделий.

Моя задача — привить детям любовь к труду, раскрыть их творческий потенциал, научить работать руками, развить моторику рук в наш компьютеризированный век. Хочется, чтобы дети стали увлеченными рукоделием и могли всегда найти интересное занятие, предпочтя его просмотру телевизионных передач или играм на компьютере.
Я стараюсь постоянно развиваться, учиться, искать новое, черпая разнообразную информацию из всевозможных источников для своего профессионального роста.
Для меня моя работа — призвание!


Я — педагог дополнительного образования

А. А. Кокарева,
педагог дополнительного образования

В современном мире с его безумным темпом жизни очень многое постоянно меняется: переосмысливаются жизненные ценности и приоритеты, ставятся новые задачи, и находятся новые способы для их решения, но необходимость в работе педагога дополнительного образования остаётся постоянной. Каждый любящий свое чадо родитель знает, что его ребёнок необыкновенно талантлив и индивидуален, но для развития своих творческих способностей ребёнку нужна помощь педагога. При этом для всестороннего развития ребёнка недостаточно только общеобразовательной школы.

Дополнительное образование более гибкое и мобильное, и именно оно позволяет создать на занятиях идеальные условия для развития творческих способностей ребёнка. Подчиняясь современному ритму, педагог тоже должен постоянно меняться, оставаясь при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность, свой собственный подход к процессу обучения и детям в целом. И родители, и дети выбирают не просто направление обучения, рисование или танцы, шахматы или футбол, но и педагога, который будет им не столько учителем, сколько помощником на этом долгом и часто непростом пути. Здесь коммуникабельность и способность педагога находить общий язык с детьми и их родителями не менее важны, чем практические умения по программе.

Свой подход к обучению детей я искала, «набивая шишки», совершая разные ошибки. Большие надежды возлагались на время, с которым придет и опыт. И когда в ходе одного из занятий я услышала от детей: «Анна Александровна может всё!», — это и был переломный момент! Передо мной десять детей, которые ничуточки не сомневаются, что я «могу всё», а я оправдываю себя малым опытом. Нет больше никаких оправданий. Нет у педагога права на ошибку. «Назвался груздем — полезай в кузов!», — гласит народная мудрость. С осознанием этого, мобилизовался и весь накопленный опыт. Оказалось, что и его тоже уже не так мало, ведь работаю с детьми я не год и не два. А кроме своего опыта, есть ещё и чужой, который можно и нужно эффективно использовать. Над всеми сегодняшними недочётами стараюсь провести «работу над ошибками», чтобы их не повторять. Ведь они, тем не менее, случаются, когда постоянно ищешь новые приёмы, новые формы, новые идеи, чтобы разнообразить учебный процесс и оставаться интересной и запоминающейся детям в ярком современном мире.

Работая с детьми по программе «Традиционное рукоделие», я стараюсь использовать нетрадиционные приёмы в подаче материала. Мне кажется, это развивает в детях умение не только выполнить задание, но и предположить, как можно это сделать, и что нам для этого нужно. Такой подход позволяет мне, не ограничивая жёсткими рамками индивидуальные способности ребёнка, направлять их в сторону решения поставленной мною задачи. Не всегда дети, привыкшие делать работу по образцу с пошаговой инструкцией, могут со временем повторить её без помощи педагога.

Мои ученики уже через пару месяцев занятий начинают самостоятельно предлагать варианты для изготовления предложенной мною поделки. Поначалу эти варианты практически не выполнимы, но проходит ещё время, и идеи моих учеников становятся всё более реальными, и тогда в их глазах светится счастье. В этот момент роста над собой дети словно прикасаются к чему-то недосягаемому: они теперь знают и умеют то же, что и их педагог. Это необыкновенное и прекрасное зрелище, которое стоит такой постоянной кропотливой работы.