Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Праздник «Сороки»

Издревле на Руси было принято с почестями встречать весну красную. Женщины и девушки наряжались в красивые одежды, пекли караваи, выходили на возвышенные места и зазывали весну песнями — веснянками, кликали-говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Встреча весны приходится на день весеннего равноденствия — 22 марта. Считалось, что именно в этот день прилетали на Русь жаворонки и множество других птиц, о большом количестве которых говорит выражение «сорок сороков».

Праздник «Сороки», один из любимейших детских праздников, по традиции справляется и у нас, в фольклорно-этнографическом отделе Дома детского творчества «Современник». В этом году мы его отмечали дважды.

21 марта обучающиеся объединения «Фольклорный праздник» на базе 471 школы вышли на улицу закликать весну и птиц, вернувшихся в родные края гнёзда вить, птенцов выводить. Дети вместе с родителями напекли много булочек-жаворонков, приложили много старания и любви, потрудились и для других так, что «птичек» хватило на весь класс.

На улице ребят ожидал морозец и белый чистый снежок. Зима никак не хотела уступать свои права. Наши предки считали, что человек своими действиями может влиять на природу, с которой он был неразрывно связан. До нынешних дней сохранились обряды, которые, по поверью славян, способствовали порядку и гармонизации окружающего мира. Вождение хороводов, закликание весны, выпечка из теста птичек расценивались как особые действия, способствующие обретению весной полной силы, вызывающие таяние снегов и приближающие теплое время года.

Тут-то и пригодились наши птички-жаворонки. Они «полетели» вверх вместе со словами-закличками: «Жавороночки, перепёлочки, прилетите к нам, принесите нам весну-красну, лето тёплое, нам зима надоела, весь корм поела». Подбросить жаворонка вверх — дело не хитрое, а вот чтобы поймать его — нужно ещё поучиться. Так что, чей-то жаворонок летал высоко, а у кого-то «кружился» над самой головой.

Потом все ели своих жаворонков, а головки старались оставить маме. Была на Руси традиция — отдавая головку от «птички», говорить: «Пусть, мама, твой лён растёт так высоко, как летал мой жаворонок». Многому может научить современных детей этот обычай: всегда помнить о маме, радовать её своим вниманием, заботиться о родителях.

Затем начались состязательные игры: «Гори-гори ясно», «Цепи кованые», «Синий чиж» и другие — надо же было помочь весне победить лютую зиму. Расходиться не хотелось. Но вспомнив пословицу «Делу время — потехе час», дети побежали домой делать уроки.

25 марта праздник «Сороки» состоялся в Школе русской традиционной культуры «Горница». Проходил он по-иному — в виде информационно-развлекательной игры. Первый раз игра была опробована в 2013 году. Она пришлась по душе нашим ребятам, и вот уже новый состав детей принимает в ней участие. Педагогам также было интересно выяснить, как их воспитанники усвоили знания по традиционной культуре. Говоря языком педагогики, в игровой форме был проведён промежуточный контроль знаний, но дети, конечно же, не догадывались об этом.

Итак, в фольклорном отделе зазвенели многочисленные детские голоса, как будто стайки порхающих птиц залетели в наши кабинеты. Здесь всё пришло в движение: дети наряжались, распевались, показывали друг другу выпеченных жаворонков. Наконец, собравшись в одну большую «стайку», они вместе со своими родителями, бабушками, братьями и сёстрами затихли в большой «Горнице», подчиняясь главному ведущему — Артёменко Борису Анатольевичу.

Конкурс — викторину предварил рассказ Кайдун Веры Викторовны о сорока мучениках, память которых отмечается 22 марта. Севастийские мученики — это первые христиане, которые были сильными и мужественными воинами Римской империи. Их вера во Христа, подкрепляемая многочисленными победами, помогала им в суровой воинской жизни. Поэтому они ни за что не хотели отречься от своего Бога и принести жертву идолам. Согласившись принять мученическую смерть, они простояли всю ночь в ледяной воде Севастийского озера, а под утро над их головами засияли зримые небесные венцы. По повелению императора воинов предали смерти. Древний город Севастия, где в 320 году происходили эти события, находился на территории современной Турции. По народному поверью, на месте казни в день их памяти появляются сорок птиц — души почивших мучеников.

Затем участники с помощью считалок разбились на команды, которые возглавили капитаны: Ананчёнок Петр, Демидова Анна и Тюрина Татьяна.

Викторина началась. В компьютерной версии игры первоначально вопросы были скрыты от глаз участников. На экране появлялась только таблица с разным количеством птичек. Градация птиц от одной до пяти предупреждала о сложности задания. Хочешь получить больше баллов — выбирай картинку с пятью птицами, но при неправильном ответе — теряешь один балл. Только после выбора птичек и темы открывается сам вопрос. Тут есть на чем задуматься. Многие осторожничали, выбирая вопросы попроще, чтобы уж наверняка получить хоть один, но верный балл. Другие же стремились сразу завоевать большое число баллов и… промахивались. Поэтому все решения в команде принимались коллегиально. Одни вопросы викторины выявляли знания учащихся, другие смекалку, третьи — исполнительское мастерство.

Для младших школьников учителями были старшие ребята. Их ответы внимательно выслушивались и запоминались. Младшие участники великолепно исполняли песенный материал, но и они своими ответами порой приносили команде выигрышные баллы.

В целом же, игра продемонстрировала заинтересованность и взаимовыручку ребят. Подсказки со стороны взрослых были весьма ограничены, что говорит о неплохом знании учащимися традиционной культуры. После ответов на теоретические вопросы, команды «наперегонки» складывали пазлы — разрезанные на несколько частей картинки с изображением птиц, капитаны соревновались в изготовлении бумажных птиц и, наконец, все дружно исполняли веснянки и заклички.

В результате, команды набрали почти равное количество баллов, хотя кто-то всё-таки был первым, кто-то вторым и третьим… Но главным на празднике было другое: дети узнали много нового, учились сопереживать и помогать друг другу, вместе отвечали на сложные вопросы, вместе пели, вместе радовались и трапезничали. Педагоги также постарались внести свой вклад в праздник — они напекли к чаю целую гору жаворонков. Ох, и вкусные были эти жаворонки!

Еще столетие назад писатель Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» пишет о своих детских впечатлениях, которые охватывали его, когда наступали «Сороки»: «Идет весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика».

Пройдёт ещё год, другой, но жаворонки будут «прилетать» к нам снова и снова.

В. В. Кайдун,
педагог-организатор
фольклорно-этнографического отдела