Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Презентация опыта педагогов фольклорно-этнографического отдела по изготовлению традиционных кукол
на семинаре-практикуме
«Создание русской традиционной куклы как способ возрождения семейных ценностей и традиций»

На состоявшемся 20 марта 2014 г. семинаре-практикуме «Создание русской традиционной куклы как способ возрождения семейных ценностей и традиций» педагогами фольклорно-этнографического отдела были представлены компьютерные презентации, технологические карты по изготовлению кукол и все необходимые материалы для работы по изготовлению кукол участниками мероприятия во время проведения мастер-классов. На мастер-классах были представлены различные виды традиционных кукол.

В начале семинара педагог дополнительного образования Кайдун Вера Викторовна в своём выступлении «Традиционная кукла как источник возрождения семейных ценностей и традиций» отметила, что семья подвержена влиянию исторических, политических, социально-культурных факторов. К сожалению, в настоящее время в нашем государстве наблюдается снижение ценности семьи. А ведь любой народ, чтобы сохранить себя как этнос не должен утратить своеобразие своей культуры. Для этого необходимо из поколения в поколение через семью передавать своё культурное наследие — национальные и тесно связанные с ними семейные традиции.

Традиция — это ведь неповторимая атмосфера дома, средство объединения и сплочения всех его членов, секрет семейного благополучия и залог сохранения рода.

Сегодня учреждения дополнительного образования, занимающиеся возрождением культуры, могут помочь семье вспомнить, продолжить или заново обрести обычаи и традиции, которые на протяжении тысячелетий складывались и сохранялись нашим народом. Таким примером может служить изготовление традиционной народной куклы.

В сознании наших предков кукла была не просто игрушкой для развлечения, но и средством физического, духовного развития и обучения. Кукла была предметом сакральным, находящимся в центре большинства обрядов календарного и жизненного цикла.

Простая тряпичная кукла может послужить возрождению семейных традиций, которые станут залогом укрепления внутрисемейных связей и русской традиционной семьи в целом.
(Приложение 1 — Презентация Кайдун В. В.)

Педагог дополнительного образования Егорова Любовь Владимировна подготовила материал по теме «Технология изготовления русской традиционной куклы «Кормилица». Из выступления Егоровой Л. В. участники семинара узнали об истории куклы. Оказалось, что в разных местностях она называлась по-разному: «Вепсская кукла», «Кормилка», «Капустка», «Рванка» (воплощающая образ женского плодородия), в Сибири — «Рожаница».

«Кормилица» — обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её «крутила» мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

Любовь Владимировна продемонстрировала несколько видов этой куклы, поясняя их незначительные отличия.
(Приложение 2 — Презентация Егоровой Л. В.)

Выступление педагога Емельяновой Елены Константиновны было посвящено изготовлению русской традиционной куклы «Младенец» с помощью технологии «скрутка», а также знакомству с историей её возникновения. Эта кукла бытовала ещё в XIX веке на Северо-Западе России, и, к сожалению, в наши дни традиция почти утеряна. Конструкция куклы выполняется с помощью скатки (скрутки, скалки). Неслучайно была популярна у наших предков эта техника исполнения — ведь она проста при изготовлении кукол.

Елена Константиновна подчеркнула, что считает важным через педагогов передавать опыт возрождения семейных ценностей и тиражировать этот опыт везде, где возможно: возрождать через детские сады, центры развития детей, центры психологической помощи семье и т. п. Важно понимать, во что играют и какие образы видит современный ребёнок с рождения. Возрождение народной куклы будет тогда, когда в каждой семье будут понимать, для чего нужна традиционная кукла, какие задачи она выполняет, почему она нужна ребёнку здесь и сейчас.
(Приложение 3 — Презентация Емельяновой Е. К.)

Педагог дополнительного образования Усачева Наталья Сергеевна познакомила гостей семинара с технологией изготовления традиционной куклы «Крестец» на основе крестовины. Мастер-класс Натальи Сергеевны сопровождался компьютерной презентацией, рассказывающей историю народной куклы «Крестец», ее символику и предназначение. Особое внимание Наталья Сергеевна уделила возможности широкой адаптации данной куклы к особенностям учебного процесса, праздникам календарного цикла и постоянно меняющимся потребностям детей. Участникам семинара были показаны образцы изготовления куклы «Крестец» в женском и мужском образе, а также Святочный и Рождественский варианты.
(Приложение 4 — Презентация Усачевой Н. С.)

Педагогом Кокаревой Анной Александровной был проведён мастер-класс «Традиционная кукла-стригушка «Многоручка» по изготовлению народной куклы из лыка. Такие куклы были широко распространены и имели не только обереговое значение, т. к. лыко обладает еще и фитонцидными свойствами, в результате чего воздух в доме становился чище.

«Многоручку» наши предки изготавливали как помощницу в делах. Предназначалась эта куколка для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т. д. Часто дарили такую куклу на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. При её изготовлении на каждую ручку нужно было загадать желание-дело, в котором кукла должна помочь.

Участники мастер-класса познакомились с двумя видами «кукол-многоручек»: «Филипповкой», у которой три пары рук, и «Десятиручкой», у которой пять пар. Считалось, что «Филипповка» оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у неё привязывали узелок-лакомник с зернышком и монеткой. В изготовлении «Десятиручки» использовали нитки красного цвета, который также считался обережным, а на низ сарафана обязательно вкруговую привязывались 9 красных ниточек-бантов.
(Приложение 5 — Презентация Кокаревой А. А.)

Семинар прошел в теплой дружеской атмосфере. Гости семинара с удовольствием приняли участие в изготовлении традиционных народных кукол в процессе проведения мастер-классов.

В. В. Кайдун, Л. В. Егорова,
Е. К. Емельянова, Н. С. Усачева, А. А. Кокарева,
педагоги дополнительного образования,
Л. Н. Шмагина, методист
Фото методиста А. А. Фофонова