Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Семинар по традиционному детскому костюму

С началом нового учебного года в фольклорно-этнографическом отделе Дома детского творчества «Современник» возобновилась работа как с детьми, так и с их родителями, вовлекающая в мир русской традиционной культуры всю семью. Радостно видеть и новые, и уже хорошо знакомые лица родителей на традиционных праздничных мероприятиях отдела, но ещё радостнее видеть их на организованных в этом учебном году семинарах.

Вопрос о пошиве народного костюма для обучающихся поднимается ежегодно: во-первых, наши ряды каждый год пополняются новыми ребятами, и им будут нужны костюмы для участия в народных праздниках и концертах ансамбля, а во-вторых, кто-то из обучающихся вырос за лето из своего прежнего костюма или просто хочет его обновить. В предыдущие годы для оказания помощи в решении возникающих сложностей проводились индивидуальные консультации для родителей. Оценив имеющийся опыт, было решено организовать работу в этом учебном году по-новому: так 20 октября состоялся семинар для родителей старших обучающихся объединений фольклорно-этнографического отдела по традиционному костюму, а 14 ноября — для родителей самых маленьких обучающихся отдела.

Целью семинаров было познакомить родителей с составом женского и мужского северно-русского народного костюма конца XIX — начала XX веков и подходом фольклорного ансамбля «Горница» к его реконструированию. Так как костюмы ансамбля шьются согласно народной традиции, то этому предшествует длительная работа по изучению кроя и элементов декоративного оформления комплекта одежды выбранного региона. Ведь на протяжении многих лет в народном костюме вырабатывались и сохранялись те формы одежды, которые в наибольшей степени соответствовали характеру занятий людей, быту, географическим и климатическим условиям, отвечали эстетическим представлениям о красоте. Так, традиционная одежда из холста или шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась хорошим фоном для орнаментирования, верхняя одежда из сукна или овчины декорировалась в основном аппликациями из цветной кожи, сукна или нашивками из шерстяных шнуров, кистей и т. п. Одежда из тонких тканей украшалась, как правило, вышивкой, подчёркивающей красоту формы костюма. Основная ценность народного костюма — в его широко понятной функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности.

Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций, но ежегодные фольклорные экспедиции отдела показывают, что народные исполнители в деревне и в наши дни бережно сохраняют традиционную одежду, с гордостью надевая её на свои выступления и демонстрируя умения народных мастериц. Педагоги фольклорно-этнографического отдела стараются научить детей увидеть ту истинную красоту народной одежды, не добавляя в неё искусственно придуманных элементов.

На данных семинарах отдела были названы самые распространённые ошибки при пошиве народного костюма и даны рекомендации, как можно их избежать. Все родители смогли взять с собой раздаточный материал. Продолжением данной работы стали еженедельные индивидуальные консультации для родителей, где оказывается помощь в подборе ткани и крое народного костюма. С нетерпением ждём ребят в новых нарядах на ближайших праздниках отдела.

А. А. Кокарева,
педагог дополнительного образования, методист