Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Веселая «Круговина»

Жизнь современных детей связана со свойствами окружающей его акустической среды, включающей урбанистические и техногенные шумы, несбалансированное звуковое, музыкальное влияние на человека и пространства его бытования. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на формирование этнокультурной идентификации личности, в том числе и самоидентификации молодого поколения. Как известно, пение благоприятно действует на психическую сферу человека, формирует ритмичность. Сегодня очевидно — российское общество нуждается в духовно-нравственном воспитании молодого поколения, в формировании нравственных идеалов, развитии художественного вкуса, приобщении к народной художественной культуре. Вместе с тем, в системе современного образования не всегда уделяется должное внимание этнокультурному, этнопевческому воспитанию, развитию этномузыкального мышления. Поэтому педагогическое сообщество России заинтересовано поиском путей повышения качества этнокультурного образования, воспитания и развития молодого поколения. В такой ситуации большое значение имеет создание специальной этномузыкальной педагогической среды для осуществления этнокультурного воспитания детей, формирования разных свойств личности.

Такие условия созданы в Доме Детского Творчества «Современник», в чем можно было убедиться на концерте ансамбля «Круговина» объединения «Музыкальный фольклор». Концерт состоялся 8 апреля 2009 года в концертном зале ДДТ «Современник». Участники ансамбля — учащиеся третьего класса школы № 483. Они не проходили конкурсный отбор, чтобы попасть в творческий коллектив. В начале прошлого учебного года всем классом, вместе с классным руководителем Еленой Григорьевной Комаровской, они пришли на занятия к преподавателю Лоте Алексеевне Шастиной и концертмейстеру Ярославу Алексеевичу Шастину и два года увлечены освоением русской народной песни. Сейчас это дружный творческий коллектив одного класса. На концерте они ярко продемонстрировали свои умения петь, плясать. В концерте прозвучали песни разных жанров — календарные, шуточные, игровые, плясовые, хороводные, были исполнены народные танцы — «Светит месяц», «Полька». Важно отметить — дети свободно «творили» песню, танец. Сложно было выявить, что для них важнее: выступление для зрителей или сотворчество и общение друг с другом! Такие исполнительские формы очень важны в этнокультурном воспитании, они являются необходимым условием развития детей в специально созданной педагогической среде.

Работа в системе дополнительного образования детей в такой форме, методами и способами вокальной педагогики, средствами традиционной певческой культуры, способствует развитию русской народной певческой культуры, которая в современной социокультурной среде потеряла способность саморазвития, самовоспроизводства. Более того, приобщение детей к чистым истокам народной культуры способствует формированию нравственности, духовности молодого поколения. Понимание взрослыми необходимости этнопевческого воспитания, поддержка молодых высокопрофессиональных специалистов, способных грамотно работать с детьми в данном направлении и реализовать образовательные программы сегодня необходимо и, особенно в условиях, когда наблюдается обострение межнациональных противоречий, конфликтов. Такая работа позволит сформировать поколение «поющих» людей, а также людей, знающих и владеющих культурой своего народа и способных к жизнедеятельности в мультикультурной среде, понимающих и уважающих другие культуры.

Т. В. Шастина, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры русского народного песенного искусства
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств