Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Об участии в конкурсе открытых занятий в рамках Городского фестиваля «ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА» (14 марта 2012)

Я первый раз участвовала в конкурсе открытых занятий в рамках городского фестиваля «Дорогой творчества» (номинация «Мягкая игрушка»). Я рада, что стала лауреатом конкурса. Тема моего открытого занятия была: «Игрушка «Погремушка» на основе шара».

О подготовке к конкурсу

За предшествующий период я посетила шесть открытых занятий. Это были занятия самых разных направлений декоративно-прикладного искусства: по керамике, бересте, декоративному дизайну, лоскутному шитью, мокрому валянию и ткачеству. Я пыталась понять и осмыслить всю самую полезную и необходимую мне информацию, как правильнее и грамотнее провести свое занятие, отметила для себя разные варианты проведения открытых занятий, подход к раскрытию темы. По ткачеству занятие проводилось в интерактивной форме прямо на выставке. Я не только расширила свой кругозор, но и получила определенный опыт проведения открытых занятий.

Для компьютерной презентации темы занятия необходимо было найти исторический материал. Для этого надо было осваивать интернет. Мне очень помогали мои родные: сын и внучка. Первую презентацию «Мячики народов мира» и «Презентацию объединения «Мягкая игрушка» мне помогала делать наш методист Николаева Татьяна Алексеевна. Далее я уже самостоятельно создала еще две презентации «Технологический процесс» и «Игрушки на основе шара». Это был определенный прорыв в освоении мною компьютера. Но это оказалось не все. Необходимо было составить «Информационную карту занятия» и «План проведения занятия». Необходимую методическую поддержку оказала мне заместитель директора по НМР Широкова Татьяна Сергеевна. Как много я узнала нового при подготовке к этому открытому занятию!

Репетицию открытого занятия я провела в ДДТ «Современник». Заведующая нашим отделом ИЗО ДПИ Зезина Татьяна Петровна помогала мне советами в подготовке и проведении моего открытого занятия. При подготовке к открытому занятию я нашла столько дополнительной информации по теме «Игрушка на основе шара», что решила сделать еще две презентации и вставить их в свою программу.

Хочу сказать СПАСИБО всем, кто помогал мне при подготовке этого открытого занятия.

Об участии в конкурсе

Мое открытое занятие по теме «Игрушка на основе шара «погремушка» проходило во Дворце детского творчества Петроградского района. Я проводила свое занятие вторая по очереди. Предыдущий педагог, закончив свое занятие, быстро убрала со столов все рабочие инструменты. Мне надо было  также быстро подготовить столы к проведению своего открытого занятия. Я разложила все необходимые для занятия материалы. Из предварительных просмотров открытых занятий я знала, как мало времени дается на пересменку, поэтому все приготовила заранее.

Занятие начала с компьютерной презентации своего объединения «Мягкая игрушка» и презентации «Мячики народов мира». Рассказала о русских тряпичных мячиках, поиграли немного в мячик с детьми и плавно перешли к практической работе. Дети оказались из музыкальной школы. Они не имели никакого понятия об узелках и закрепках, о шве «вперед иголка», похоже, слышали впервые. Я разволновалась, вдруг не хватит времени сделать запланированную погремушку. Показывая презентацию «Технологического процесса» на слайдах, мне приходилось подходить то к одному, то к другому ученику и показывать, что и как надо делать. Но дети меня не подвели, они все справились с заданием.

Просмотрев последнюю презентацию  «Игрушки на основе шара», дети получили небольшие подарки и сфотографировались на память. Я думаю, они расширили свой кругозор, многому научились и при необходимости смогут воспользоваться полученными знаниями и умениями. А мне нужно было быстро освободить столы для следующего открытого занятия.

Надеюсь, что мой опыт поможет другим педагогам в подготовке и проведении открытых занятий.

Предлагаю вашему вниманию «Информационную карту» и «План проведения занятия».

Информационная карта занятия по программе «Мягкая игрушка»
1-й год обучения

Тема занятия: «Игрушка «Погремушка» на основе шара».
Занятие 1: Изготовление игрушки «Погремушка».

Цель  занятия: развитие творческого воображения учащихся, ознакомление с игрушками на основе шара.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся;
  • познакомить с историей мячиков народов мира;
  • познакомить с историей русских мячиков;
  • познакомить учащихся с основными приёмами шитья: швом «вперёд иголка»,  «закрепка», «узелок», «стежок»;
  • вызвать эмоционально-положительный отклик у учащихся на собственную творческую деятельность.

Основные содержательные блоки занятия и их значение:

  • компьютерная презентация «Объединение «Мягкая игрушка»»;
  • ознакомление с историческим материалом, компьютерная презентация «Мячики народов мира»;
  • ознакомление с различными размерами мячиков, с материалами, из которых изготавливают мячики;
  • текстильные мячики и их цветовые варианты;
  • «Мячиковые» игры;
  • игра в мяч под стих С.Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч…»;
  • шитьё погремушки по технологической карте (практическая работа);
  • компьютерная презентация «Игрушки на основе шара»;
  • подведение итога занятия.

Педагогическая целесообразность занятия:
учащиеся

  • знакомятся с видом народного творчества – «мягкая игрушка»;
  • расширяют кругозор;
  • осваивают технологические приемы;
  • осваивают основы техники безопасности;
  • учатся организовывать свое рабочее место;
  • у учащихся формируется умение позитивно оценить свою творческую деятельность;
  • учатся работать в коллективе и общению в игре.

Ожидаемый результат: к концу занятия учащиеся

  • освоят один из основных приёмов шитья – шов «вперёд иголка», «закрепка», «узелок», «стежок»;
  • выполнят творческую работу;
  • расширят свой кругозор об истории мячиков народов мира.

Что может помочь в достижении этого результата?

  • организация внимания учащихся;
  • использование наглядного материала, в том числе компьютерных презентаций;
  • текущий контроль умений учащихся в процессе наблюдения за их индивидуальной работой;
  • эмоционально-положительный настрой учащихся,
  • общение учащихся в игровой ситуации.

План проведения занятия
по программе «Мягкая игрушка»
1-й год обучения

Тема занятия: «Игрушка «Погремушка» на основе шара».


п/п

Содержание

Методы
обучения

Средства
обучения

I

Организационный момент занятия

II

Сообщение темы занятия и постановка учебной задачи

III

Изучение нового материала

  • «Мячики народов мира»
  • Русские мячики.

 

  • Игра в мяч под стихи

С.Я. Маршака

Рассказ, объяснение,
показ слайдов.
Демонстрация образцов,
рассказ.
Игра.

Компьютерная презентация.
Образцы.

Мяч.

IV

Практическая работа

1. Техника безопасности

Инструктаж.

Колющие (иголки) и режущие (ножницы) предметы.

2. Ознакомление с технологической картой пошива «погремушки»

Рассказ, объяснение,
показ слайдов поэтапно.

Технологическая карта.
Компьютерная презентация.

3. Выбор исходного материала

Самостоятельная работа.

Раздаточный материал.

4. Самостоятельное изготовление изделия

Пошаговые рекомендации.
Индивидуальный контроль за работой учащихся.

 

V

Подведение итогов творческой работы

  • Игрушки на основе шара.
  • Обмен впечатлениями, рефлексия учащихся
  • Самоанализ учащихся:

«трудно», «скучно», «интересно», «здорово»

Показ слайдов.

Беседа.

 

Компьютерная презентация.

 

Стенд с оценочными табличками.

Г. П. Чуркина
педагог дополнительного образования
объединения «Мягкая игрушка»