Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
Об участии в Круглом столе по обмену опытом методических служб учреждений дополнительного образования

21 марта 2016 года в ДДТ «Союз» состоялось районное мероприятие: Круглый стол по обмену опытом методических служб учреждений дополнительного образования по теме «Современные формы работы методиста с педагогическими кадрами».

Открыла мероприятие заместитель директора по научно-методической работе ДДТ «Союз» Киселева Ольга Леонидовна, которая сообщила тему Круглого стола, представила участников и определила регламент выступлений.

От Дома детского творчества «Современник» в Круглом столе приняли участие методисты: Булатов А. М., Кокарева А. А., Широкова Т. С., Карих С. Г., Павлова В. Л., Кабачинская Е. Л. Выступающие представили опыт работы по различным направлениям деятельности, определили проблемы, возникающие в ходе работы и различные пути их решения.

• Современные формы работы методиста с педагогическими кадрами отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства (Булатов А. М.)

В начале своего выступления Булатов Александр Михайлович сказал о том, что методическая деятельность — важное звено непрерывного образования педагогических кадров, способствующее росту их профессионализма.

Булатов А. М. представил практику работы методиста с педагогами дополнительного образования отдела изобразительного и декоративно-прикладного творчества, разнообразные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации, такие как:

  •  семинары-практикумы
  •  дни открытых дверей
  •  наставничество
  •  педагогические советы
  •  мастер-классы
  •  проектная деятельность
  •  творческие конкурсы
  •  издательская деятельность и др.

Наиболее распространенная и эффективная форма работы с педагогическими кадрами — семинар. Ежегодно на базе Дома детского творчества проводится несколько городских семинаров для педагогических работников по различным направлениям деятельности: дизайн, бисероплетение и вышивка, изобразительное искусство и др.

В работе методиста и педагогических кадров отдела широко используется и проектная деятельность. В 2015/2016 учебном году состоялся совместный проект общества дружбы Япония-России (Клуб Origata). Была организована выставка «Первое утро весны», на которой были представлены произведения японского декоративно-прикладного творчества, выполненные руками педагогов и мастеров Санкт-Петербурга. Выставка включена в программу XVI Ежегодного городского фестиваля «Японская весна в Санкт-Петербурге», участником которого «Современник» является уже шестой раз.

С целью взаимообмена педагогическим опытом на базе нашего учреждения создан Учебно-методический комплекс отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства, включающий экспозицию лучших творческих работ обучающихся объединений и педагогов отдела.

Булатов А. М. считает эффективной формой работы и мастер-классы. Они проводятся с целью передачи и распространения высококвалифицированными педагогами своего опыта. Открытая демонстрация своего опыта помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию педагога. Педагоги широко используют эту форму работы в своей образовательной деятельности, из года в год проводят мастер-классы по различным направлениям изобразительной и декоративно-прикладной деятельности на различных площадках города и региона.

Взаимодействие работы методиста с педагогическими кадрами отдела на сегодняшний день остается важным звеном непрерывного образования педагогических кадров.

• Роль методиста в проектной деятельности педагога (Кокарева А. А.)

Наиболее эффективной формой работы с педагогами для методиста, по мнению Кокаревой Анны Александровны, является взаимодействие методиста с небольшой группой педагогов в разработке и реализации педагогических проектов. Участвуя вместе с педагогами в проектной деятельности на всех его этапах, методист имеет возможность корректировать не всегда верные представления педагогов о самой технологии, её возможностях и особенностях. Кокарева А. А. считает важным, что эта корректировка происходит непосредственно в процессе обсуждения и планирования проекта, пока у педагога ещё не произошло свыкание со своим ошибочным представлением — ведь когда это уже произошло, требуется много сил и терпения, чтобы переубедить педагога, уверенного в своей правоте.

С самого начала работы над проектом у педагогов возникают трудности, например, при формулировании цели и задач. Кроме того, увлекаясь творческим процессом, педагоги начинают усложнять свой же проект, дополняя его новыми задачами и направлениями уже во время реализации проекта. Здесь методисту приходится быть «сдерживающей силой» и не допускать этого, постоянно напоминая о первоначальной цели, этапах проекта и сроках, ожидаемых результатах.

Обязательным этапом работы над проектом является подведение его итогов. Когда начинается анализ проделанной работы, выявляются положительные и отрицательные моменты. Чаще всего следующий проект берет все положительное, что было в предыдущем проекте, но иногда не учитывает недоработки, недочеты, которые можно исправить, чтобы улучшить новый проект. В этом случае роль методиста заключается в помощи педагогам в выявлении не только успешных сторон проекта, но и не самых удачных.

• Организационно-методические аспекты работы методиста с педагогами дополнительного образования (Широкова Т. С.)

Широкова Татьяна Сергеевна рассказала об использовании разнообразных форм работы с педагогическими кадрами, об активном включении их в творческую деятельность.

Совместная деятельность педагогических работников с методистами означает, что каждый участник имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. При взаимодействии педагогов с методистами формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные выводы.

Татьяна Сергеевна представила участникам Круглого стола наиболее часто применяемые в ДДТ формы работы с педагогами, обозначила цели каждой формы работы с ними и конкретную помощь методиста педагогам в соответствии с выбранной формой работы:

  • Городские учебно-методические объединения педагогов
  • семинары
  • семинары-практикумы
  • практикумы
  • мастер-классы
  • педагогические чтения
  • Круглый стол
  • открытые занятия
  • смотры-конкурсы
  • методические выставки
  • творческие группы
  • индивидуальные консультации

Важно при подготовке и проведении какой-либо формы работы с педагогами осознавать цель данной работы. Как правило, это ознакомление с теоретическими вопросами учебно-воспитательного процесса, совершенствование профессионального мастерства, презентация и распространение опыта педагогов по направлениям деятельности.

Широкова Т. С. подвела итоги использования активных форм методической работы с педагогическими кадрами, представила следующие результаты:

  • ежегодный выпуск информационно-методических сборников «Современник»
  • победа педагогов в городском конкурсе «Лучший педагог дополнительного образования»
  • успешное участие педагогических работников в различных мероприятиях
  • рост творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своей работой
  • рост педагогической компетентности педагогических работников, уровня их квалификации.

• Организация и проведение Круглого стола как одной из форм работы с педагогами (Карих С. Г.)

Карих Светлана Геннадьевна считает, что Круглый стол является одной из наиболее эффективных форм работы взаимодействия методиста и педагогов, так как во время его организации и проведения решаются многие задачи методической деятельности:

  • удовлетворение актуальных потребностей педагогов
  • формирование новых профессиональных потребностей педагогов
  • обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск и др.

Важная роль в организации Круглого стола отводится методисту, имеющему хорошую осведомленность в обсуждаемой теме.

На Круглом столе методист должен выступать в роли модератора (ведущего), а педагоги — в роли участников обсуждения.

В мае 2015 года в фольклорно-этнографическом отделе ДДТ «Современник» состоялся Круглый стол для руководителей фольклорных коллективов ОУ Санкт-Петербурга по теме «Формирование и развитие естественных певческих навыков в детском фольклорном ансамбле».

Несмотря на то, что опыт проведения Круглых столов с дискуссией в фольклорно-этнографическом отделе небольшой, очевидно, что подобные мероприятия необходимы и проводить их нужно регулярно. Участие в Круглых столах узкой направленности дает возможность педагогам не только поделиться накопленным опытом, но и по-новому взглянуть на свою педагогическую деятельность, использовать лучший опыт своих коллег.

• Проектная деятельность как форма работы с педагогами (Павлова В. Л.)

Павлова Вера Леонидовна сообщила участникам мероприятия о роли методической службы, которая призвана помогать педагогам дополнительного образования в реализации общеобразовательных программ, проектов, учитывая современные педагогические технологии и подходы в образовании.

Особый интерес представляет проектная деятельность и ее активное внедрение в практику работы педагогов дополнительного образования.

Целью внедрения проектной деятельности является системность, последовательность действий и практика выявления из многообразия явлений существенного, главного.

Вера Леонидовна привела примеры реализации социальных проектов, в которые были вовлечены педагоги Дома детского творчества. Работа над проектом начинается с осознания проблемы, которую необходимо решить. Создается рабочая группа, которая заинтересована в решении данной проблемы. Определяется последовательность работы.

  • 1-й этап (проектно-организационный). Методическая служба помогает педагогам формулировать цель и задачи проекта, определить ожидаемые результаты, риски.
  • 2-й этап (практико-преобразовательный). Методисты разрабатывают нормативно-правовую и рабочую документацию, проводят индивидуальные консультации педагогов по проведению конкретных мероприятий, направленных на решение проблемы. Они участвуют в распространении педагогического опыта через семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы и др.
  • 3-й этап (контрольно-аналитический). Рабочая группа проекта под руководством методической службы проводит анализ результатов реализации проекта.

Методисты вместе с педагогами выявляют область изменений и область показателей в проблеме, над которой работал коллектив или конкретный педагог.

Пройдя этот путь проектной деятельности с методистом, педагоги начинают мыслить системно, осознанно транслируют этапы своего опыта работы над проектом на занятиях, что позволяет выйти на положительные результаты.

• Роль методиста в формировании культуры мышления педагога дополнительного образования (Е. Л. Кабачинская)

Кабачинская Елена Львовна обратила внимание присутствующих, что дополнительное образование детей является практико-ориентированной областью педагогической деятельности. И педагог дополнительного образования — это, прежде всего, практик. Он не всегда может чётко сформулировать для себя не только цель данного конкретного занятия, но и ответить на вопрос, образ какой личности он формирует.

Культура педагогического мышления предполагает его развитие на трех уровнях: методологическом, тактическом и оперативном.
Для педагога с развитой культурой педагогического мышления характерно:

  • умение решать частную задачу, продумывая запасные варианты действия; быстро переходить от размышления к действию и обратно
  • системность мышления как условие развития интуитивного мышления
  • оптимальный подход к оценке, анализу педагогических явлений и процессов
  • конкретность мышления, проявляющая в точности выражений, техническом подходе к организации образовательной деятельности, в умении видеть за общими законами и правилами факторы проявления их в жизни;
  • логичность;
  • умение использовать диагностические методики для выявления эффективности педагогического процесса.

Роль методиста — способствовать формированию культуры мышления педагога, то есть сориентировать его на определённые ценности и умение их воплотить в своей профессиональной деятельности.

Елена Львовна предложила участникам Круглого стола рассмотреть анкету, составленную на основе метода утвердительных высказываний. Анкета поможет педагогу сформулировать педагогические идеи и принципы, которыми он руководствуется в своей деятельности. Она может использоваться педагогом для самодиагностики после каждого проведённого им занятия. Постепенно данные принципы будут осознаны педагогом и станут частью его педагогической культуры.

Этот же метод может использоваться и в вопросе формулирования педагогических ценностей, целеполагания, формирования образа личности обучающегося и многих других аспектов педагогической деятельности.

При подведении итогов проведения Круглого стола все присутствующие отметили актуальность выбранной для обсуждения темы, полезный для дальнейшей работы представленный опыт методических служб учреждений дополнительного образования Выборгского района. Участники Круглого стола проявили заинтересованность в обсуждении данной темы, задавали вопросы, высказывали свое мнение. Все остались довольны встречей, выразили благодарность организаторам этого мероприятия.

А. М. Булатов, Е. Л. Кабачинская,
С. Г. Карих, А. А. Кокарева, В. Л. Павлова,
Т. С. Широкова, Л. Н. Шмагина,
педагогические работники