Об участии в районном круглом столе методических служб УДОД Выборгского района
3 апреля 2015

24 марта 2015 года в ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» состоялся районный круглый стол по теме «Методическое сопровождение деятельности педагогов по выявлению и поддержке одаренных детей». На данном мероприятии методические службы учреждений дополнительного образования Выборгского района имели возможность поделиться накопленным опытом по предложенной теме, обсудить проблемы и попытаться совместно найти их решение.

От Дома детского творчества «Современник» опыт работы представляли следующие методисты:

  • Широкова Татьяна Сергеевна
  • Павлова Вера Леонидовна
  • Кокарева Анна Александровна
  • Булатов Александр Михайлович.

 

Широкова Т. С. обобщила накопленный опыт методической службы ДДТ «Современник» по теме «Методическая поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми в условиях дополнительного образования».

Татьяна Сергеевна в начале своего выступления представила участникам мероприятия перечень и краткое содержание нормативно-правовых документов, которые ориентируют педагогических работников на выявление, развитие и поддержку одаренных детей, и выстроила иерархию целей работы с одаренными детьми на уровне государства, учреждения, педагога и методиста.

Затем она указала на противоречие в организации работы с одаренными детьми между особенностями развития одаренных детей и недостатком соответствующих компетенций у педагогов и родителей и предложила рассмотреть направления и формы деятельности методистов для разрешения данного противоречия. Разрешить его можно только при условии комплексного и системного подхода к проблеме.

Как считает Татьяна Сергеевна, прежде всего педагог должен понимать идею успешного обучения одаренных детей — это личностно-ориентированное обучение, причем характер образовательного процесса должен быть личностно-деятельностный. Важно, чтобы педагог в своей деятельности учитывал не только индивидуальные, но и возрастные особенности детей, обладал психологическими знаниями. Главное в работе педагога — раскрыть потенциал каждого ребенка, помочь ему в творческом самоопределении, создать комфортную атмосферу пребывания на занятиях в системе дополнительного образования.

Татьяна Сергеевна раскрыла особенности построения образовательных программ, уделив особое внимание эффективным формам организации занятий, методам обучения, формам занятий, которые способствуют раскрытию способностей детей, и обозначила роль семьи в жизни ребенка. Тесный контакт и сотрудничество с родителями — важное условие успешной работы с одаренными детьми.

 

Павлова В. Л. выступила по теме «Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по работе с одаренными детьми».

Вера Леонидовна в своем выступлении рассказала участникам круглого стола о создании в учреждении целостной системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей в творческих объединениях обучающихся. Она ориентировала методистов на такой мощный ресурс, как единство и взаимосвязь искусств. Такая система создана в Школе русской традиционной культуры «Горница», где дети изучают в комплексе различные, взаимосвязанные, взаимодополняющие следующие дисциплины:

  • «Музыкальный фольклор»
  • «Этнография»
  • «Традиционное рукоделие»
  • «Русская культура»
  • «Традиционный танец»
  • «Сольфеджио»
  • «Музыкальная литература»
  • «Игра на фортепиано»
  • «Игра на гармони»
  • «Игра на балалайке».

Такой системный подход способствует качественному ознакомлению детей и подростков с миром традиционной культуры и дает большие возможности для развития их одаренности.

Для своевременного выявления одаренных детей необходимо:

  • создание образовательной среды для самореализации детей. Ребенок может демонстрировать свои достижения, повышая свою самооценку на фестивалях, концертах, выставках, в конкурсах и т. д.;
  • комплексное исследование потенциальных возможностей обучающихся путем различных диагностик с последующим анализом особых успехов детей;
  • обобщение результатов путем создания банка данных одаренных детей.

Вера Леонидовна предупредила о возможных трудностях при работе с одаренными детьми: «легкость обучения», когда нет внутренних препятствий, «использование приема натаскивания обучающихся», что ведет к торможению их развития, «перегрузки» — и, как следствие, усталость детей.

 

Кокарева А. А. осветила тему «Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в Доме детского творчества «Современник».

Анна Александровна поделилась собственным педагогическим опытом работы в ДДТ «Современник» по использованию в образовательном процессе педагогической технологии «Проектная деятельность». Данная технология обеспечивает развитие личности ребёнка, эффективно выявляет его индивидуальные особенности, имеющийся природный потенциал.

При использовании проектного метода педагог из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся. Такой подход к обучению даёт возможность детям выбрать тот путь познания, который им наиболее органичен, получить максимум знаний, сформировать умения и навыки и наглядно представить достигнутые результаты, самостоятельно действовать каждому в своём направлении и раскрыть данную тему с различных сторон.

Анна Александровна указала на самые распространённые ошибки педагогов, начинающих работать с методом проектов, например, преувеличение значимости продуктов проектной деятельности и отсутствие цели у каждого этапа реализации проекта. Она осветила подход к пониманию и реализации этой технологии с точки зрения педагога и методиста, подчеркнув необходимость сочетания обеих точек зрения для истинного, а не поверхностного или одностороннего понимания метода проектов.

 

Булатов А. М. представил практический материал по теме «Система взаимодействия методистов и педагогов по выявлению одаренных детей через организацию и проведение творческой мастерской «Юный художник».

Александр Михайлович рассказал об организации и целях этой творческой мастерской для учащихся 5-8 классов ОУ района. Мероприятие проводится на базе Дома детского творчества.

К творческой мастерской дети предварительно готовятся: читают специальную тематическую литературу, обсуждают с учителями ИЗО свой замысел работы, готовят эскизы по обозначенной заранее теме. Для участия в творческой мастерской детям необходимо иметь: ватман, простые и цветные карандаши и специальные материалы в зависимости от техники выполнения творческих работ: пастель, уголь, сангина, гуашь, темпера, тушь и перо. Для выставки необходимы заранее приготовленные индивидуальные паспарту.

В назначенный день проводится мастерская, можно сказать, — соревнование-конкурс по номинациям. В течение нескольких часов участники мастерской создают серьезные, самостоятельные работы творческого характера.

Итогом творческой мастерской является выставка работ участников, которая позволяет им провести сравнительную характеристику работ, получить консультации педагогов, пополнить свой творческий опыт новыми приемами, повысить уровень изобразительной деятельности.

Лучшие работы по результатам конкурса участвуют в дальнейших, в том числе городских выставках. Это очень важно для формирования положительной самооценки детей, открытия и раскрытия различных граней творчества.

Александр Михайлович убежден, что участвуя в художественной мастерской на базе Дома детского творчества, дети впитывают атмосферу учреждения дополнительного образования, знакомятся с различными направлениями декоративно-прикладного и изобразительного искусства. У них появляется реальная возможность пополнить ряды обучающихся объединений декоративно-прикладного и изобразительного направлений ДДТ, продолжить развитие своих способностей на более высоком уровне. Особенно это касается одаренных детей, чей творческий потенциал нуждается в профессиональной поддержке опытных педагогов.

 

Все участники круглого стола понимают, что значительная роль в формировании и развитии системы работы с одаренными детьми принадлежит учреждениям дополнительного образования детей, где создаются условия для оптимального развития всех детей, включая тех, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Именно такие учреждения в сотрудничестве с общеобразовательными школами и семьей способствуют превращению одаренных детей в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса развития человеческой цивилизации.

А. М. Булатов, А. А. Кокарева, В. Л. Павлова, Т. С. Широкова,
методисты