28 марта 2023 г. в ГБУ ДО Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга состоялся городской семинар «Наставничество как инструмент передачи опыта и традиции» в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума. На семинаре очно присутствовало более 70 чел. из разных районов Санкт-Петербурга, заявили о своем заочном участии свыше 100 чел.
С приветственным словом и пожеланием продуктивной работы на семинаре к его участникам обратились Кузнецова Екатерина Дмитриевна, ведущий специалист отдела образования, и директор ГБУ ДО ДДТ «Современник» Козлова Наталия Александровна. Екатерина Дмитриевна отметила, что Год педагога и наставника предлагает по-новому взглянуть на развитие образовательного процесса, и одним из непременных условий его формирования является использование технологии наставничества. Наталия Александровна говорила о создании условий для работы тандемов наставников разных форм взаимодействия воспитательной системы дополнительного образования.
Пленарную часть семинара открыла Немчикова Любовь Анатольевна, доцент кафедры истории педагогики и образования Института педагогики ФГБОУ ВО РГПУ им. Герцена, кандидат педагогических наук. Она рассказала об особенностях изучения опыта наставничества в курсе изучения истории образования.
Затем выступила Пинегина Анастасия Анатольевна, учитель ГБОУ СОШ № 323 Невского района, аспирант кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО. В своем докладе она рассказала о Школьном клубе молодого учителя как условии развития профессиональной устойчивости.
Методист ГБУ ДО ДДТ «Современник» Выборгского района Белова Наталья Александровна представила в своем выступлении наставничество как инструмент развития.
После завершения пленарного заседания семинара началась практическая часть, которая была разделена на две секции.
В первой секции — «Наставничество как инструмент организации сетевого взаимодействия» — прошла презентация методических и пр. инструментов организации процесса наставничества по форме «работодатель — студент».
Выступили:
Были основательно освещены следующие вопросы:
Во второй секции — «Предлагаем. Думаем. Спорим» — были представлены лучшие наставнические практики.
Выступили:
Они поделились опытом своей практической работы по следующим темам:
Далее состоялся Практикум «Педагогическая мастерская «Киноклуб», который провела Немчикова Любовь Анатольевна, доцент кафедры истории педагогики и образования Института педагогики ФГБОУ ВО РГПУ им. Герцена, кандидат педагогических наук.
Также на семинаре были представлены 13 стендовых докладов его участников. В докладах были рассмотрены вопросы проектирования и реализации программы сетевого наставничества, сформулированы ожидаемые результаты и критерии их оценки. Для понимания сущности проводимой работы проанализированы основные формы наставничества, определена модель сетевого взаимодействия, которая может быть выбрана для конкретной наставнической пары и какой вариант наставничества способен обеспечить требуемый результат — повышение качества подготовки наставляемых.
В ходе семинара участники познакомились с выставкой методической продукции педагогических работников школ, детских садов, дворца и домов творчества.
На этапе подведения итогов семинара участникам был предоставлен открытый микрофон, где желающие высказали свое мнение о важности прослушанных тем, об интересном опыте коллег по наставничеству и о том, что радостно было встретить столько единомышленников в деле воспитания подрастающего поколения. Участники также отметили прекрасную организацию мероприятия.
В. Л. Павлова, заместитель директора по НМР,
Н. А. Белова, Т. С. Широкова, Л. Н. Шмагина, методисты
Видеосъемка: В. А. Авин, методист,
Фото: Е. В. Неделку, педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДДТ «Современник»