Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
О семинаре-практикуме по ТРИЗ для педагогов дополнительного образования (31 октября 2006)

31 октября 2006 г. для педагогов дополнительного образования ДДТ «Современник» состоялся семинар по ТРИЗ.

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, которую придумал изобретатель, фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он изучил около 40.000 изобретений, накопленных в мировом патентном фонде, систематизировал их, обобщил методы получения решений технических задач и вывел законы развития технических систем и 40 приемов (принципов) устранения технических противоречий. Позже, рассмотрев еще 20000 изобретений, автор ТРИЗ добавил еще 10 приемов. Приемы устранения противоречий применяются при решении изобретательских задач, когда необходимо что-либо улучшить в том или ином конкретном объекте. Но всякое изменение какой-либо части объекта чаще всего отрицательно сказывается на других частях объекта. Возникает техническое противоречие: выигрыш в одном сопровождается проигрышем в чем-то другом. Устранить противоречие возможно путем применения приемов.

Итак, ТРИЗ показывает путь, по которому надо идти, чтобы изобрести что-то новое или улучшить старое. Шаг за шагом, с помощью алгоритма, придуманного автором ТРИЗ, можно приблизиться к намеченной цели, получить варианты решения задачи даже в том случае, если в начале пути нет о них никакого представления.

Семинар проводила заместитель директора по НМР Широкова Татьяна Сергеевна, сертифицированный специалист по ТРИЗ, вместе с Крячко Валентиной Борисовной создавшая учебно-методический комплекс по РТВ и ТРИЗ для учащихся начальных классов: «Развитие творческого воображения с элементами ТРИЗ» — для учащихся 3-х классов и «ТРИЗ и РТВ» — для учащихся 4-х классов.

Педагоги в практической деятельности познакомились с различными способами развития мышления, выполнили задания на развитие воображения, фантазии, системного, логического и нестандартного мышления.

Основными результатами семинара являются:

  • овладение педагогами одним из способов борьбы с психологической инерцией («Словесным оператором»);
  • освоение некоторых приемов активизации творчества, генерации новых идей («Бином фантазии», «Полином фантазии», «Использование алгоритма при составлении загадок, при создании нового объекта»);
  • овладение педагогами некоторыми приемами развития воображения («Рисование по контуру ладошки», «Рисование по x-элементу», «Рисование по точкам», «Кляксография»);
  • овладение одним из способов формирования системного мышления (освоение метода отсекающих вопросов в игре «Да-нет»);
  • успешное выполнение заданий на формирование вариативности и критичности мышления («Борьба с однозначным ответом»: подбор различных вариантов решения мыслительных задач и выбор среди них наиболее оптимального);
  • развитие умения видеть противоречивые требования к предмету и выполнять их с помощью рассмотрения предложенных ситуаций с различных позиций (при выполнении заданий, подготавливающих к понятию «Противоречие»);
  • развитие познавательных интересов (Педагоги имели возможность включиться в выполнение посильных для них заданий, но с непременным преодолением каких-либо трудностей, в результате чего они испытывали удовлетворение при достижении цели, чувство успеха и желание преодолевать препятствия для достижения нового успеха);
  • создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества между коллегами.

Мнение педагогов о семинаре:

  • Интересно, увлекательно.
  • Познавательно, полезно.
  • Весело думать. Пища для мозгов.
  • Легко, доступно, понятно, наглядно.
  • Смешно. Веселое настроение.
  • Хорошо организовано.
  • Понравилось то, что все проходило в легкой игровой форме.
  • Хорошая атмосфера семинара, близкая к неформальной.
  • Дружная обстановка.
  • Доброжелательное отношение всех.
  • Непринужденность.
  • Узнала своих сотрудников с разных сторон.
  • Еще раз убедилась, какие талантливые у нас педагоги.
  • Семинар сплачивает коллектив, в людях пробуждаются положительные качества.
  • Предоставляется возможность самовыразиться.
  • Для детей в современной школе система ТРИЗ очень нужна и важна для развития мышления. Она поможет в учебе.
  • Чтобы развивать свои возможности, таких тренингов надо больше!

Т. С. Широкова