Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
О семинаре-практикуме по ТРИЗ для учителей начальных классов школ Выборгского района (25 января 2007)

Дом детского творчества «Современник» большое внимание уделяет постдипломному образованию педагогических работников. Поэтому в рамках Подпрограммы «Образование» Программы развития образовательной системы Выборгского района Санкт-Петербурга на 2007-2011 гг. 25 января 2007 г. в учреждении был проведен семинар-практикум по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) для учителей начальных классов школ Выборгского района. Тема семинара-практикума: «Приемы развития мышления учащихся начальной школы с использованием элементов ТРИЗ».

Среди почетных гостей были Виноградова Ирина Николаевна, руководитель отдела педагогической поддержки учителей (Научно-методический центр Выборгского района) и Крячко Валентина Борисовна, преподаватель ТРИЗ Международного университета научно-технического творчества и развития, Мастер ТРИЗ.

В начале семинара прозвучало вступительное слово директора ДДТ «Современник» Гребеньковой Марины Николаевны, которая пожелала слушателям семинара плодотворной работы и творческих успехов.

Ведущая семинара Широкова Татьяна Сергеевна, заместитель директора по научно-методической работе, сертифицированный специалист по ТРИЗ, познакомила учителей с основными понятиями ТРИЗ.

И началась увлекательная практическая работа по освоению приемов развития мышления младших школьников. Учителя начальных классов на какое-то время превратились в своих учеников, на себе лично проверили, как действуют те или иные приемы развития мышления. Некоторые из учителей не сразу смогли избавиться от стереотипов мышления, от устоявшихся шаблонов, сложившихся представлений, но постепенно побороли инерцию мышления и с помощью предложенных ведущей приемов создали новое, решили ситуационные задачи, стали изобретателями.

Так описала свои ощущения одна из участниц семинара: «Сегодня я сама побывала ребенком, вернулась в детство. Во время первых заданий, которые нам предложили на семинаре, я испугалась, я почувствовала, что испытываю растерянность перед задачами, не могу выйти за рамки стандарта. Но потом „расшевелилась“. Мне очень понравилось».

Доброжелательная атмосфера семинара, система тренировочных заданий способствовала свободному выдвижению идей, полету воображения, фантазии.

Вот, например, как было выполнено одно из творческих заданий «Напиши рассказ или сказку с необычным заглавием». Наверняка, получив такое задание, не сразу придумаешь необычное заглавие. Но нашим слушателям был показан процесс конструирования необычного заглавия к рассказу или сказке с помощью приема «комбинирование» или, как говорят дети, «путаница». Различные комбинации частей предложения — это и есть необычные заголовки к будущему рассказу или сказке. Используя данный прием, можно придумать не 1, не 2, а несколько необычных заглавий. Остается только выбрать тот, который нравится больше, который вызывает ассоциации и отражает необычные взаимосвязи героев, или в котором главное действующее лицо выполняет нехарактерную для него функцию. Вот что получилось у Бариновой Татьяны Ивановны (школа № 453):

ПУТАНИЦА

Чего на свете только не бывает:
Бывает, что комар мышей кусает.
Официант разносит медведей,
Коль надо накормить толпу людей.
Разносит всем мороженое кошка,
А не лежит привычно на окошке.
Да, путаница — вечное творенье!
Как у Чуковского в стихотворении.

Для более полного представления, что можно придумать с помощью данного приема развития воображения, фантазии, предлагаем творческие работы других слушателей семинара.

Работа Ананченок Татьяны Владимировны (ДДТ «Современник»):

КОШКА РАЗНОСИТ МОРОЖЕНОЕ

А вот поглядите, какая картина:
Дрессированная кошка Тина
Ходит на передних лапах и на задних,
Мороженым обносит и средних, и крайних.
А вы, господа, погодите, не уходите,
За мороженое денежки платите.

Работа Кабачинской Елены Львовны (ДДТ «Современник»):

КОМАР РАЗНОСИТ МЫШЕЙ

В компьютерном классе жила стая шаловливых мышей. Ночью, когда все спали, они отгрызали свои проволочные хвостики и бегали по классу, играя в пятнашки и прятки. Когда утром приходили ученики, они долго не могли найти мышей. Детям ничего не оставалось, как придумать страшного компьютерного комара, который устроил мышам разнос. После этого мыши уже не играют по ночам в прятки.

В конце семинара слушатели семинара-практикума имели возможность познакомиться с учебно-методическим комплексом для учителей и учащихся начальных классов по РТВ и ТРИЗ. В начальной школе изучаются пока только элементы ТРИЗ. Для учащихся выпущены рабочие тетради, а для педагогов — методические рекомендации (авторы: Крячко В. Б, Пчелкина Е. Л., Широкова Т. С.).

Слушатели семинара-практикума единодушно выразили желание продолжить обучение по ТРИЗ на курсах у Широковой Т. С. Планируется продолжить работу по обучению педагогических работников Выборгского района, которая будет содействовать их постдипломному образованию.