О семинаре-практикуме по ТРИЗ (5 ноября 2009)
30 ноября 2009

5 ноября 2009 года для педагогов дополнительного образования Дома детского творчества «Современник» был проведен первый из запланированных в 2009/2010 учебном году семинар-практикум по ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач, основателем которой является наш соотечественник Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель семинара: познакомить участников семинара с ТРИЗ как одной из технологий развивающего обучения. Кроме того, важно дать педагогам информацию к размышлению о ТРИЗ, побудить их задуматься о возможности включения элементов ТРИЗ в содержание своего курса.

Ведущие семинара: заместитель директора по НМР Татьяна Сергеевна Широкова и педагог дополнительного образования, методист по научно-технической направленности Татьяна Алексеевна Николаева.

Для участников семинара была подготовлена выставка информационно-методических материалов:

  • Учебно-методический комплект по ТРИЗ и РТВ (развитию творческого воображения) для учащихся начальной школы авторов: В. Б. Крячко, Мастера ТРИЗ, Е. Л. Пчелкиной и Т. С. Широковой, специалистов по ТРИЗ. В комплект входят программа, методические рекомендации для педагогических работников (учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов), рабочие тетради для учащихся 1-4 классов, дидактический материал с рисунками.
  • «Сборник программ по ТРИЗ — РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ» Российской ассоциации ТРИЗ (Составители А. В. Кислов, Мастер ТРИЗ, Пчелкина Е. Л.). В сборник вошли программы, доказавшие свою эффективность и прошедшие успешную апробацию, в том числе и программа В. Б. Крячко, Е. Л. Пчелкиной, Т. С. Широковой.
  • Сборники материалов конференций «Три поколения ТРИЗ», в которых напечатаны статьи Т. С. Широковой, Т. А. Николаевой. Конференции посвящены памяти Г. С. Альтшуллера.
  • Сборники №№ 1-6 «Учителям о ТРИЗ», составителем которых является В. Б. Крячко и постоянными авторами Т. С. Широкова и Т. А. Николаева.
  • Образовательная программа дополнительного образования детей Т. А. Николаевой «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ» для обучающихся 7-11 лет.

После обзора материалов выставки состоялась презентация программы Т. А. Николаевой. Совсем недавно, в конце октября 2009 года, данная программа была представлена на III районном конкурсе образовательных программ. Члены жюри конкурса признали программу интересной. На данном семинаре было раскрыто содержание программы через ключевые слова в ее названии, изучались методы и приемы активизации творчества. Т. А. Николаева особое внимание уделила разъяснению понятий ТРИЗ, таких как: «Противоречие», «Идеальное конечное решение», «Ресурсы» и др., которые, на первый взгляд, кажутся сложными для восприятия, но адаптированы к младшему школьному возрасту, даются на занятиях в занимательной, игровой форме и легко усваиваются детьми.

После презентации программы началась практическая часть, которая включала в себя:

  • выполнение участниками семинара заданий, предусматривающих борьбу с инерцией мышления (задачи-ловушки, игра «Верю — не верю»);
  • дополнение Х-элементов до целостного образа и рисование по точкам для развития творческого воображения и вариативности мышления;
  • выполнение подготовительных заданий к темам «Противоречие», «Приемы устранения противоречий» (чтение «наоборот», решение ситуационной задачи);
  • ознакомление с приемами устранения противоречий при соотнесении пословиц и поговорок с названиями приемов устранения противоречий, при разгадывании фокусов и при проведении занимательного физического опыта «Парадокс: диск катится вверх по наклонной плоскости».

Радостно было смотреть на участников семинара при выполнении ими заданий. Несколько напряженные лица в начале семинара сменялись на заинтересованные — в середине и веселые — в конце. Педагоги в практической деятельности поняли, какую пользу приносят занятия по ТРИЗ и РТВ, а именно: развивают позитивное мышление, оптимизм в восприятии мира, способствуют осознанию, что нет тупиковых ситуаций, всегда есть выход из ситуации и не один! Вариативность мышления детей развивается с помощью специально подобранных заданий, решений задач с неоднозначным ответом. Данное умение актуально в жизни, просто необходимо в условиях дефицита времени, когда надо быстро представить себе несколько решений возникшей проблемы и выбрать наилучшее.

За время работы семинара у педагогов вызвали интерес приемы, которые помогают придумать что-то новое. У них возникло желание с помощью приемов самим или в группе что-то изобрести.

Предлагаем ознакомиться с отзывами слушателей о семинаре.

Что понравилось:

  • необычно, интересно, увлекательно, весело,
  • интересные практические задания,
  • познавательно, очень полезно,
  • актуально, современно,
  • многое впервые — открытия,
  • доступно, наглядно,
  • все — просто, легко осваивается,
  • по-новому смотришь на старые вещи,
  • стимулирует к активному мышлению,
  • развивает воображение,
  • позитив, креативность
  • радость, удовольствие, забавно,
  • рисовать — это здорово,
  • фокусы — супер!
  • улучшает самооценку,
  • хорошо, что можно почувствовать себя детьми,
  • непринужденная атмосфера, приятное общение,
  • доброжелательно по-домашнему,
  • развивает творчески, стимулирует к творчеству
  • много путей для решения задачи,
  • нестандартность решений.

Что не понравилось:

  • сначала показалось много теории, и не видно было практического применения, мало времени.

Предложения, пожелания по усовершенствованию организации работы:

  • Хотелось бы на практике или самим или на других увидеть все 50 приемов ТРИЗ. Очень интересно.
  • Успехов! Побольше последователей. Обобщения опыта.
  • Постоянно проводить семинары.
  • Соревновательный элемент был бы полезен.
  • Больше фокусов!!! Очень понравилось.
  • Хочется узнать о каком-нибудь изобретении с помощью ТРИЗ.
  • Объединение группы в одно общее задание, в одну игру, единое решение задачи.

Ведущим семинара полезно знать мнения и пожелания слушателей. Обратная связь необходима для корректировки дальнейшей работы по ТРИЗ, совершенствования навыков быстрого реагирования на реплики и вопросы слушателей, выявления оригинальных авторских идей для пополнения фонда творческих работ педагогических работников.

Невозможно за один семинар объяснить технологию изобретательства, разве что в общем виде, что, конечно же, не удовлетворит участников семинара. Человеку нужна новая информация, но ее надо давать дозировано. Неподготовленному слушателю теория Г. С. Альтшуллера может показаться настолько непонятной, непостижимой, что отобьет желание вникнуть в нее, разобраться и постигнуть эту интересную, захватывающую своей необычностью технологию. Именно поэтому и планируется продолжение знакомства с ТРИЗ на следующих семинарах.