О семинаре-практикуме по ТРИЗ (25 марта 2010)
16 апреля 2010

25 марта 2010 года в ГОУ ДДТ «Современник» прошел очередной семинар по ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач. Семинар явился продолжением знакомства педагогических работников Дома детского творчества с возможностями использования ТРИЗ в процессе обучения, развития и воспитания детей в рамках дополнительного образования.

Ведущие семинара: заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Сергеевна Широкова и педагог дополнительного образования, методист по научно-технической направленности Татьяна Алексеевна Николаева.

Для раскрытия теоретических основ ТРИЗ на семинаре использовалась компьютерная презентация. Было рассказано об авторе ТРИЗ — Генрихе Сауловиче Альтшуллере, который создал универсальную технологию решения задач. Игровой метод ознакомления с ТРИЗ младших школьников — путешествие по фантастической «Стране ТРИЗ», явился хорошим помощником и для обучения взрослых (недаром лучшими, как общепризнано, педагогами являются те, кто помнит свое детство). Достаточно сложные теоретические основы ТРИЗ вполне возможно преподавать доступно и интересно, что показала долгая и успешная практика использования ТРИЗ в педагогике. В презентации было показано, как упрощается для младших школьников расшифровка слова «ТРИЗ», используются более простые слова и изученный ранее прием «Наоборот», когда объяснение происходит от последней буквы к первой:

З — задача, загадка
И — изобретение, игра
Р — решение, разгадка
Т — творчество

Какова цель использования ТРИЗ в дополнительном образовании? В возможности изменения обучения с репродуктивного (им часто является классическое) на проблемное, которую предоставляет теория. Было проведено сравнение схемы репродуктивного обучения («готовые знания — усвоение знаний — контроль усвоения знаний») со схемой проблемного обучения («проблема — многовариантный поиск решения — выбор оптимального решения»). Откуда же берутся проблемы? Понятно, что их в избытке предлагает жизнь, и они требуют творческого мышления для своего решения. В ТРИЗ разработана цепочка перехода от проблем (расплывчатых, неконкретных) к задачам, и пути последующего решения этих задач.

Изучение теории начинается с понятий, то есть терминов, которыми оперируют «тризовцы», независимо от того, инженерами, изобретателями или педагогами они являются. Каждый термин требует разъяснения, указания поправок и особенностей использования именно в ТРИЗ. Например, термин «противоречие». Это ключевое понятие, и ТРИЗ совмещает диалектический подход к нему с собственно «тризовским», который заключается в том, что противоречие присутствует в любой задаче, и разрешить противоречие и значит решить задачу. После выявления противоречия надо обратиться к перечню приемов разрешения противоречий, составленному Г. С. Альтшуллером, и подобрать те приемы, которые дают возможные решения задачи. Решений может быть много, поэтому следующий шаг — выбор оптимального решения (самого выгодного, экономичного, простого, красивого). Это упрощенный алгоритм решения задач с помощью ТРИЗ.

Иллюстрацией использования одного из приёмов (приёма «Матрёшка») является продемонстрированный на семинаре фокус. «Волшебница» достает и ставит на стол специальную подставку ярко-синего цвета. Снимает крышечку. Что под ней находится? Под крышечкой обнаруживается красный шарик. Он вынимается, и на глазах у зрителей убирается в сундучок, а крышечка возвращается на место. Далее, над подставкой выполняются пассы, говорятся слова «волшебного» заклинания, и опять крышечка поднимается. И что же? Под крышкой снова оказывается красный шарик! Фокус был повторён, и при каждом повторении и поднятии крышки шарик то оказывался под ней, то исчезал. Если приёмы разрешения противоречий уже изучены, на вопрос «Какой приём „работает“ в этом фокусе?» может быть получен правильный ответ от слушателей: «Приём «Матрешка». Ввести этот приём очень просто можно на примере из сказки: «Смерть Кащея Бессмертного находится на конце иглы, игла в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук на дубе».

В сказках прекрасно представлены проблемы, с которыми сталкиваются главные герои, и часто очень остроумные решения этих проблем. Эти решения являются иллюстрациями использования различных приёмов разрешения противоречий. Например, царь просит девушку выполнить противоречивые требования (то есть решить задачу, а значит разрешить противоречие): «Приди и голой, и одетой; и верхом, и пешком; и с подарком, и без подарка». Девушка решила эти задачи: обернулась в сеть, села верхом на осла так, что ноги волочились по земле, принесла в ладонях птицу, а когда дарила ее царю, птица улетела.

Одним из заданий практикума было изобретение нового вида транспорта с использованием опорных картинок, метода «Морфологический анализ» и приема комбинирования «Путаница».

Участники семинара высказали следующие мнения о нем:

  • свобода и широта мысли, активизируется мыслительный процесс, активное мышление,
  • увлекательно, ново, неожиданно,
  • развитие воображения, вариативности мышления,
  • творческая атмосфера, благоприятная обстановка,
  • очень понравились интересные практические задания, фокусы,
  • действо, участие всех,
  • получение положительных эмоций,
  • появились новые творческие идеи.

У педагога фольклорно-этнографического отдела возникла идея представления звуков по высоте и длительности в виде лесенки, которая переходит в геометрический узор (возможно, в кружево). В данном случае используется прием «Объединение». Ведущие семинара надеются, что у многих участников семинара тоже возникли или еще возникнут какие-то свои новые идеи. Предложенные на семинаре методы, приемы и элементы ТРИЗ, возможно, будут использованы ими в творческой деятельности.

Т. А. Николаева, педагог дополнительного образования
Т. С. Широкова, заместитель директора по НМР