О семинаре-практикуме по ТРИЗ для педагогов дополнительного образования домов детского творчества Выборгского района (24 апреля 2007)
30 апреля 2007

В Доме детского творчества «Современник» 24 апреля 2007 года был проведен семинар-практикум по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Семинары по практическому использованию ТРИЗ в основном и дополнительном образовании проводятся в «Современнике» не первый раз, и каждое такое мероприятие пополняет ряды восторженных приверженцев ТРИЗ — теории сильного мышления.

Семинары по ТРИЗ проводятся с целью познакомить педагогических работников с технологией развивающего обучения детей, с приемами активизации творческого мышления учащихся.

Ведущая семинара, заместитель директора по научно-методической работе Татьяна Сергеевна Широкова, встречала слушателей семинара в только что отремонтированном малом актовом зале, замечательно украшенном творческими работами учащихся и сотрудников «Современника». Компьютерная поддержка, использование эффективных форм и средств обучения, музыкальное сопровождение, просмотр слайд-шоу и, главное, доброжелательное, полное оптимизма и позитива, отношение к присутствующим, создали удивительную атмосферу для творческой деятельности.

В первом блоке «Приемы развития творческого мышления младших школьников» Татьяна Сергеевна познакомила слушателей с понятием психологической инерции, которая мешает успешному творчеству. Существуют специальные методы снятия психологической инерции, например, это решение особых задач, имеющих, как правило, неожиданные решения.

Были предложены следующие задачи: «Сколько будет два в квадрате?… три в квадрате?… четыре в квадрате?… угол в квадрате?» Из-за психологической инерции, созданной вопросами, ответ на последний вопрос, элементарно простой в другом контексте, вызывает затруднение.

На другую задачу: «Джон женился на Мэри и стал миллионером, объясните, в чем причина», очевидный ответ — «бедный Джон женился на миллионерке Мэри» оказывается не единственным, а одним из возможных. Тогда приводятся варианты других возможных решений. Контрольный ответ: «Джон женился на Мэри и, разорившись, стал миллионером, потому что до женитьбы был миллиардером» кажется парадоксальным. Получением многочисленных ответов выполняется тренинг по вариативности правильных решений, а из многих ответов просто выбрать самое сильное, самое экономичное, самое дешевое и т. д. решение.

С большим количеством ответов была решена и следующая задача: «Парикмахер Гленвилла заявляет, что ему лучше подстричь двух нездешних, чем одного здешнего. Почему?» Контрольный ответ «спрятан», маскируется среди избыточных данных «здешний» — «нездешний». Просто два клиента выгоднее, чем один. Но при решении задачи опять получаем многочисленные и оригинальные версии.

Интересной и в теоретическом плане, и в практическом выполнении оказалась работа по «Кляксографии». Татьяна Сергеевна продемонстрировала работы, выполненные учащимися и слушателями предыдущих семинаров, открыла «секреты» по удачной подготовке к рисованию по кляксе. Результат — эксклюзивные творческие работы педагогов.

Очень удачные работы были получены и после изучения приема «Полином фантазии». Написать фантастический рассказ, сказку, придумать фантастический сюжет — это, как правило, вызывает сложности. Трудно бывает даже придумать новое, оригинальное название рассказа или сказки. И вот слушателям предложен прием, который отлично работает, помогает справиться с этим непростым заданием.

Во втором блоке «Противоречия» педагогами решалась задача о постройке навеса над машинами в гараже, взятая из статьи А. С. Токарева «Применение приемов устранения технических противоречий» сборника «Разработка инноваций как планомерный процесс». Предлагалось найти решения на использование различных приемов устранения противоречий. Во многих случаях полученные слушателями решения совпадали с контрольными решениями А. С. Токарева, а их у автора 40.

Примером получения задач из загадочных ситуаций явились фокусы, продемонстрированные педагогом Татьяной Алексеевной Николаевой. Каждый из фокусов основан на использовании одного, а чаще нескольких приемов устранения противоречий, каждый из них задает задачу, решение которой вызывает удивление и большой эмоциональный заряд. С интересом были приняты задачи-фокусы: с «исчезающей» монетой, с коробком (то «пустым», то «наполненным»), с шариком в мешочке и др. Каждому слушателю хотелось оказаться «по ту сторону фокуса», попытаться разгадать тайну, устранить противоречие в фокусах между «видимостью», то есть тем, что Татьяна Алексеевна всем демонстрировала, и «реальностью».

Подводя итог, следует отметить, что на данном семинаре предложенный материал педагоги воспринимали в различной деятельности: выполняли нестандартные задания и, используя приемы активизации творчества, придумали необыкновенные истории, решали ситуационные задачи, задачи-фокусы и даже изобретали с помощью алгоритма и приемов устранения противоречий. Педагоги убедились, что ТРИЗ является теорией и практикой творчества, гимнастикой ума, инструментом для решения ситуационных и изобретательских задач.

Хочется подчеркнуть, что педагоги с удовольствием, без стеснения, свободно участвовали в семинаре, проявили интерес к новому для них курсу.

Побывав на данном семинаре, каждый участник решил для себя, как он сможет в дальнейшем использовать полученные знания в своей практике. Надеемся, что у слушателей семинара появится возможность хотя бы частично применить опыт творческой деятельности, приобретенный на семинаре.

Отзывы педагогов о проведенном семинаре:

  • хорошо, что семинар организован с большим количеством практических заданий для участников. Это позволяет быстро освоить основы технологии ТРИЗ и рождает варианты введения этой технологии в свою практику;
  • понравилась атмосфера, организация, информативность семинара, доступность материала;
  • профессиональное проведение семинара, хороший раздаточный материал;
  • познавательно, интересно, полезно, происходит работа мозга;
  • радость от доброжелательного обучения, открытие нового, интересного, творческого;
  • понравились интерьеры помещений, комфорт; подготовка раздаточного материала; доступность содержания для взрослых; спасибо за энергетическую подпитку и оперативность;
  • зарядка для ума, творческое развитие;
  • доброжелательность, приветливость, гостеприимство;
  • очень интересно и увлекательно;
  • компетентность, наглядность, доходчивость изложения, разнообразие заданий, оптимальный темп ведения семинара.

Предложения участников семинара:

  • проводить обучение технологии ТРИЗ для педагогов дополнительного образования школ;
  • хотелось бы заниматься на курсах по ТРИЗ и приобрести учебно-методический комплект по РТВ и ТРИЗ авторов В. Б. Крячко, Е. Л. Пчелкиной, Т. С. Широковой;
  • хотелось бы более широкого внедрения ТРИЗ в учреждениях дополнительного образования.

А теперь следует назвать тех, кто принял активное участие в организации и проведении серии семинаров-практикумов по ТРИЗ. Это, конечно же, директор ДДТ «Современник» Марина Николаевна Гребенькова, заведующая методическим кабинетом Елена Львовна Кабачинская, заведующая методическим отделом Елена Александровна Щеглова, специалист по компьютерам Андрей Анатольевич Дворецкий. Административно-хозяйственную часть осуществляли заместитель директора по АХЧ Лариса Михайловна Суслова и ее помощник Людмила Викторовна Ваганова. Эстетическим оформлением помещений «Современника» занималась заведующая отделом ИЗО и ДПИ Вера Александровна Волкова.

Т. А. Николаева
Т. С. Широкова