1. История дополнительного образования в России.
1.1 Дореволюционный этап
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми историки относят к
Следующим этапом развития дополнительного образования стали открывающиеся в конце
В начале
Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество в начале 20 века, нашли отражение и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, на средства меценатов братьев Сабашниковых, Кушнеровых, Морозовой, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттельмент». В нем дети посещали различные клубы, каждый из которых имел свое название и самоуправление. Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией, биологией, театральным творчеством, где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей».
В 1910 году Шацкий С.Т. создал аналогичное общество — «Детский труд и отдых», а в 1911 году — летнюю колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето
Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых.
В период перед Первой мировой войной новым явлением в жизни средней школы было занятие спортом, который ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и теннисные клубы, стали возникать детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу).
Однако, это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
2.2 Советская история дополнительного образования.
Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни.
История создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов.
На первом этапе
В ходе второго этапа
Третий этап
В ходе четвертого этапа
После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы.
В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы, а в июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.
После революции деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, домах культуры. Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.
В
В конце
Первая половина
В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней. В эти годы школьные комсомольские и пионерские организации стали все больше внимания уделять учебно-воспитательной работе: помогать школе и учителю добиваться прочных знаний у школьников, укреплять дисциплину и вовлекать учащихся в посильную общественно-полезную работу.
В 1950-60-е годы сеть внешкольных учреждений продолжает расти. Впервые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 1953 году Министерство просвещения РСФСР утверждает единые Положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения. Согласно официальной концепции народного образования, из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди. Таким образом, принципами внешкольной работы выступали:
• массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;
• развитие их инициативы и самодеятельности;
• общественно-полезная направленность деятельности;
• разнообразие форм внешкольной работы;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Во всех школах под руководством пионервожатых и завучей по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Вместе с тем школьные общественные организации несли не только идеологическую нагрузку, но и играли важную культурно-образовательную роль, а кроме того, учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе. Практически во всех школах были открыты многочисленные кружки: литературные, музыкальные, театральные, юных техников, юных натуралистов, созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД).
К
70-80-е годы двадцатого века стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.
1.3. Становление системы дополнительного образования
детей в конце
Период 1989-1990-х годов характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления деятельностью учреждений дополнительного образования. Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов. Для решения возникших проблем стал необходимым экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса. Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине
Однако, после 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. Важно в этой связи отметить, что в
Сегодня основными задачами учреждения дополнительного образования являются:
· обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
· выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
· профессиональная ориентация детей;
· создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
· подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
· адаптация детей к жизни в обществе;
· формирование общей культуры детей;
· организация содержательного досуга детей;
· удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
Несмотря на многие сложности, в настоящее время система дополнительного образования детей находятся в стадии развития. Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования.
2. Система дополнительного образования.
Дополнительное образование детей — это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально[1].
Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация образовательных программ, выходящих за рамки основных (общих) и имеющих конкретизированные образовательные цели и фиксируемые образовательные результаты.
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.
По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Основными среди них являются:
— художественно-эстетическое;
— научно-техническое;
— спортивно-техническое;
— эколого-биологическое;
— физкультурно-оздоровительное;
— туристско-краеведческое;
— военно-патриотическое;
— социально-педагогическое;
— культурологическое;
— экономико-правовое.
Сегодня система дополнительного образования детей в России представлена более 17 000 государственными (муниципальными) учреждениями в сфере образования, культуры и спорта.
Дополнительное образование детей в ведомственном подчинении Минобрнауки РФ это (2012 г.): 8539 учреждений дополнительного образования, 307 419 преподавателей, 7 997 226 обучающихся[2].
Сегодня в системе дополнительного образования Калужской области работает 32 многопрофильных домов и центров развития детского творчества. В данных учреждениях заняты 39243 детей и ещё 22664 детей занимаются в кружках и секциях, действующих в общеобразовательных учреждениях. В целом свыше 73 % обучающихся области включены в занятия дополнительным образованием.
В 2507 творческих объединениях многопрофильных учреждений дополнительного образования детей реализуется около 1150 дополнительных образовательных программ по 10 общепринятым направленностям дополнительного образования.
В системе дополнительного образования детей работают 1146 специалистов, из них руководящих кадров — 124, педагогических работников — 971 человек (педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы), учебно-вспомогательный персонал — 51.
Общий объем финансирования учреждений дополнительного образования составляет 243840 тыс. рублей консолидированного бюджета области.
В большей степени услугами учреждений дополнительного образования пользуются подростки
В учреждениях дополнительного образования действуют программы для одаренных детей, детей с проблемами развития, детей «группы риска», функционируют инновационные модели по профессиональному становлению подростков, очно-заочные школы дополнительного образования и т.д.
Профессиональному становлению подростков способствуют такие структурные подразделения учреждений, как муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи, школа изобразительных искусств, школа дизайна на базе Центров развития творчества детей и юношества Калуги и Обнинска.
Дополнительное образование Калужской области развивается по 9 направлениям. Наибольшей популярностью пользуются:
— научно-техническое (информатика и информационные технологии,
Робототехника, радиотехника и радиоэлектроника, техническое моделирование, кино, фото, видео творчество);
— спортивно-техническое (авто- и авиамоделирование; картинг);
— эколого-биологическоое (132 объединения эколого-биологической направленности, 163 экологических отрядов и дружин в образовательных учреждениях области, 21 экологический музей, 13 экологических театров и агитбригад и 190 кружков экологической направленности);
— туристско —краеведческое (историко-краеведческие кружки, клубы юных туристов, полевые туристско-краеведческие лагеря);
— художественно–эстетическое (более 960 творческих объединений художественно-эстетической направленности, центры народных промыслов, детские театры моды, хоровые коллективы, вокальные ансамбли, клубы самодеятельной песни, школы словесности и журналистики, детские пресс-центры, теле-видеостудии, способствующие успеху в жизненной самоопределении обучающихся).
Десятилетия развития (внешкольного) дополнительного образования доказало, что оно востребовано детьми, их родителями, педагогами. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую среду развития, формировать у детей и подростков осознанную гражданскую позицию.
Год дополнительного образования.
В 2013 году исполняется 95 лет государственной системе дополнительного (внешкольного) образования детей. В 1918 году в Москве открылось первое государственное внешкольное детское учреждение — Станция юных любителей природы.
Наш регион стал одним из пионеров развития дополнительного образования в России. Одним из первых детских объединений в России стал организованный в Калужской губернии (г. Обнинск) Станиславом Теофиловичем Щацким детский клуб «Бодрая жизнь», где детям прививали привычку, потребность и уважение к труду, организовывали наблюдение за природой, научные занятия, развивали художественное творчество.
На сегодняшний день дополнительное образование детей — реально действующая подсистема образования, которая практически не имеет аналогов зарубежом.
Ключевыми документами, направленными на развитие дополнительного образования, являются Указ Президента РФ от 907.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации. Особое место дополнительному образованию, как одному из мощных факторов развития и воспитания, было уделено в ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию.
Наступающий 2013 год в Калужской области объявлен годом дополнительного образования. В настоящее время, в целях достижения нового качества дополнительного образования детей, как важного фактора развития человеческого потенциала, министерством образования и науки области:
1.Утверждена концепция модернизации системы дополнительного образования детей на период до 2016 года и комплекс мер по её реализации.
2. Планируется разработка долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие системы дополнительного образования детей Калужской области».
3. Объявлены инициативы, способствующие популяризации передовых форм организации детского, подросткового и молодежного досуга — проведение ежегодной Декады дополнительного образования и Года дополнительного образования в Калужской области в 2013 году.
Основными мероприятиями Года дополнительного образования являются: учреждений премий Правительства Калужской области и министерства образования и науки области лучшим учреждениям, активно внедряющим инновационные программы и проекты, лучшим специалистам, имеющий высокий профессиональный рейтинг, широкомасштабное конкурсное движение, направленное на выявление и распространение лучших педагогических практик в сфере дополнительного образования, юбилейные торжества, посвященные
Деятельность учреждений дополнительного образования области будет направлена на развитие новых востребованных направлений образования. Новая стратегия развития системы дополнительного образования детей в регионе будет сосредоточена на проектировании развивающей сети, создание инициативных сред в системе дополнительного образования, обеспечивающих понимание и принятие ценности свободного времени для личностного развития подростка, создание нового уровня сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования детей.
Особое место будет уделено развитию пилотных направлений проектно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества, новых популярных видов искусства, дизайна, инженерных и экранных технологий, современных способов социализации и жизни в обществе, созданию культурно-образовательных инициативных сред в системе дополнительного образования, обеспечивающих понимание и принятие ценности свободного времени для личностного развития подростка.
Особенностью этих проектов является привлечение большого количества специалистов — профессионалов, не педагогов, многие из которых становятся «значимыми взрослыми» и оказывают сильное влияние на личностное развитие и самоопределение старшеклассников. Дополнительное образования должно стать интересным и для старшеклассников. Разнообразные отделения и студии, могут предложить ученикам 10-11-х классов интересные проекты: участие в школьных лигах КВН, киноклубы, клубы интеллектуальных игр, авторской песни, программы развития лидерства в подростковой среде, историко-краеведческие программы, и т.д.
Центром преобразований в системе дополнительного образования должен стать и сам педагог, от позиции которого зависят динамика позитивных изменений, эффективность и качество образовательного процесса. За педагога дополнительного образования дети «голосуют ногами», то есть к скучному, неинтересному педагогу ребята просто не придут. Высокие личностные и профессиональные качества наставников — вопрос выживания и имиджа учреждения. Растущие требования к профессиональной компетентности специалистов требуют значительных усилий и большой работы с кадрами.
Для успешного решения задач учреждения дополнительного образования должны быть открытыми для всех социальных институтов: это, прежде всего, учреждения образования и культуры, общественные организации, предприятия, учреждения профессионального образования и, конечно, семьи наших воспитанников.