Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Выборгского района Санкт-Петербурга
Группа ВКонтакте
Санкт-Петербург,
ул. Жени Егоровой 10, к. 3, лит. А
«Радостию друг друга обымем»,
или о Красной горке в Шуваловском парке

Как стремительно стало бежать время: думаешь, еще только Новый год, а не успеешь и глазом моргнуть, как уже солнышко начинает пригревать и травка пробиваться — весна идет. Раньше люди жили как-то спокойнее, размереннее что ли, они успевали прожить весь годовой круг праздников, «проиграть» все обряды, связанные с определенным праздником. Мы же сейчас не успеваем оглянуться, «поднять головы» от своих дел, от вечной городской «гонки». Кажется, Рождество было только вчера, а оказывается, прошел уже год. Так мы и живем: от Рождества до Рождества, от Пасхи до Пасхи или от Красной горки до Красной горки.

В этом году празднование Красной горки пришлось на 22 апреля 2012 г. По уже сложившейся традиции, участники праздника — воспитанники Школы русской традиционной культуры «Горница», их родители и друзья, педагоги фольклорно-этнографического отдела, участники петербургских фольклорных ансамблей и все желающие — собирались около Дома детского творчества «Современник», пропели Пасхальный тропарь и направились в Шуваловский парк. По дороге звучали волочебные песни, во время пения которых каждый участник шествия мог пропеть хотя бы привет «Христос воскрес, сыне Божий!» Люди останавливались, спрашивали, что за праздник сегодня. Некоторые даже пришли потом на гулянье в парк!

Шуваловский парк встречал нас ярким солнцем, журчанием ручейков, не до конца растаявшим снегом. Между деревьев уже висели качели, небольшие колокола. На полянке разминались «кулачники». Это участники «Общества любителей кулачного боя» под руководством А. В. Грунтовского и группа «Стеношные (кулачные) бои Санкт-Петербурга».

Зазвучали слова праздничного тропаря «Христос воскресе из мертвых» на разные напевы. Гулянье началось!

Сначала был организован стеношный бой. По традиции, сначала проводился бой атаманов, а потом уже начинала биться вся стенка. Женщины с замиранием сердца смотрели на своих детей, девушки и жены с восторгом на своих парней и мужей, а старики — вспоминали свою молодость и обсуждали всё происходящее. По традиции, после боя все бойцы должны были побрататься, поблагодарить друг друга за бой. А потом некоторые из них подкидывали пудовые гири, бились баклушами «в тёмную» (с завязанными глазами), приняли участие в хороводах.

Парни пригласили девушек и встали парами по кругу. Зазвучал первых хоровод «Ты заря, моя ты зовенька». В этой песне поется о молодухе, которая не хочет возвращаться к «злому свёкру» и «злой сверковье» с гулянья («Я не йду, не йду, не слушаюсь тебя, У мня игры не доигранные, скачки-пляски не доплясанные») и соглашается, когда «милый у ворот стоит». Нет ничего более гениального, чем круговой хоровод, в котором люди не просто «ходят и поют», а «объединяются» на каком-то духовном уровне. «Я не в три косы косила», «Как по улице Ванюша часто хаживал», «Со вьюном я хожу» и многие другие заводились, сменяя друг друга, Татьяной Владимировной Ананченок и Татьяной Геннадьевной Удаловой.

Гулянье идет! На вершине горы проходят мастер-классы по народному творчеству (М. А. Алексеева делала с детьми пасхальные яйца), рядом мамы с детками (под руководством Е. К. Емельяновой) могли поиграть в традиционные игры с пасхальными яйцами, ниже — прыгают через скакалку. В двух местах все желающие качаются на качелях (за порядком и соблюдением очереди следили П. В. Бахвалов и родители воспитанников ШРТК «Горница»).

В центре поляны хороводы сменились парными танцами под гармошку («заводил» Б. А. Артеменко, играли Г. А. Артеменко и Е. Колантаев). «Краковяк», «Шин», «Казачок», «Полька-бабочка», «Болван» и другие пляски начинали и заканчивались под дружное пение частушек участников гулянья. Дальше был «Ручеек», «Матрешка» и много-много других поцелуйных игр.

Аппетит на воздухе разыгрывается нешуточный. А на общую трапезу ещё не зовут. Тут-то и выручает яичница! Хоть и не знаешь частушек, за которые её можно получить, так сам мигом что-то сочинишь, — лишь бы отведать горячей глазуньи. За время гулянья Т. С. Галушкина успела пожарить 150 яиц, которые мигом расходились!

Разворачиваются скатерти. В. В. Кайдун и А. А. Кокарева руководят процессом нарезания куличей. Готовится общая трапеза! Люди приносят собственные куличи, крашеные яйца.

Вдруг под горой послышалось пение и показался настоящий свадебный поезд! Это едут молодые — только обвенчавшиеся Петр и Екатерина Демидовы. (Раньше первые свадьбы после Великого поста начинали играть только на Фомино воскресенье, на Светлой седмице еще не венчали. Поэтому на празднике была настоящая свадьба, а некоторые постоянные участники Красной горки не смогли приехать, потому что сами участвовали или проводили свадьбы.). Зазвучали старинные свадебные песни, частушки, крики «горько»!

Во время трапезы все желающие могли попробовать настоящие домашние куличи, испеченные по старинным рецептам. Много было людей, но и еды было много, все насытились.

Гулянье на Красную горку продолжалось до глубокого вечера. Нам очень повезло, что в этот день светило яркое солнце и было очень тепло! Ощущение теплоты и радости, как в стихире Пасхи «радостию друг друга обымем», переполняло душу каждого пришедшего в Шуваловский парк.

«Было очень здорово и умиротворенно. Чудесная теплая погода, солнышко, красивые сосны, горки, первая зеленая травка. Вкусная яичница, светлые люди, много молодых и задорных, сарафаны, ленты, дети, качели. Удивилась, что так много людей пришло и приехало. Было людно, но не тесно. Порадовала свадьба. Приятно поводить хоровод для молодых с пожеланиями счастливой жизни. Молодая жена была в венце, вышитом жемчугом, очень уверенная и красивая. Хороши праздники на природе!» — написала Екатерина Перова о празднике.

«Слишком часто сейчас говорят о том, что современная молодёжь не умеет веселиться. Да и не только молодёжь. Существует такое мнение, что исключительно алкоголь может помочь человеку отдохнуть „как надо“. Да и к народной культуре многие относятся пренебрежительно, мол, это „дела минувших дней“, бесполезная трата времени, что это утеха лишь старых бабушек в глухих деревнях.

Но насколько ярким примером для того, чтобы отрицать это всё, служат современные народные гулянья.

Не так давно я вспомнила о своих корнях, о том, что завещали нам предки, не так давно попыталась запеть то, что когда-то пели у меня на Родине. Поэтому на Красную горку попала впервые. Самым главным поводом для моего восторга стало то количество молодежи, которое увидела на празднике. И не просто присутствующей там, а погруженной в великолепную игру, названную Традицией русского народа. А рядом — старшее поколение, помогающее словом да личным примером. Ни один человек не мог остаться безучастным, даже те, кто заглянул туда случайно, не зная заранее о празднике, все сразу вливались в действие. А что для этого было нужно-то? Музыка, задор да знание традиции. Совсем чуть-чуть для того, чтобы хотя бы на один день сделать всех пришедших счастливыми.

Спасибо Вам огромное еще раз! Храни Вас Господи!
Не помню, чтобы я так много плясала когда-то!
До сих пор ножки побаливают.
Да глазки светятся от радости за то, что еще не все потеряно, что живет наше дело, и дай Боже, не будет забыто, а будет лишь процветать», — так написала нам о Красной горке Анна Рогожко.

Добавим только, что о празднике были написаны заметки в газетах «Невское время» и «Бумага». Бесчисленное количество фотографий было отснято любителями и профессиональными фотографиями.

Ждем всех желающих не только на следующую Красную горку, но и на другие мероприятия, проводимые фольклорно-этнографическим отделом ДДТ «Современник»!

Б. А. Артменко,
педагог дополнительного образования
ДДТ «Современник»

Ссылки на газеты:
http://www.nvspb.ru/stories/krasnaya-gorka-russkaya-vesna-48192
http://paperpaper.ru/kak_gulyali_na_krasnoq_gorke/

Ссылки на фотографии:
http://vk.com/album-27306367_156247225
http://vk.com/album4580307_156223552