В ДДТ «Современник» ведется планомерная работа по теме «ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — технология развивающего обучения».
C 2007 году заместителем директора по научно-методической работе Т. С. Широковой и педагогом дополнительного образования Т. А. Николаевой, сертифицированными специалистами по ТРИЗ, были проведены 6 семинаров-практикумов по использованию ТРИЗ в образовательном процессе для следующих педагогических работников:
Семинары проводятся 1-2 раза в год на базе ДДТ «Современник» бесплатно.
Справки по телефону 409-74-62 (Татьяна Сергеевна Широкова).
Посмотреть презентацию по теме «ТРИЗ»
В программе «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ» начальным знаниям астрономии отводится важная роль. Поданные в игровой, занимательной форме, эти знания помогают формировать естественно-научное мировоззрение, играют важную синергетическую, обобщающую роль в дальнейшем образовании.
2 октября 2015 года в ДДТ «Современник» для слушателей курсов повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования прошел семинар по теме «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей».
15 декабря 2011 года в Доме детского творчества «Современник» был проведён семинар-практикум для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений Выборгского района Санкт-Петербурга по теме «Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как фактор развития творческого потенциала личности».
С 21 по 28 марта 2011 года на базе лицея № 486 прошли курсы повышения квалификации для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования по программе «Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ — технологии развивающего обучения», организованные Научно-методическим центром Выборгского района Санкт-Петербурга.
В объединении «Умники и умницы» педагог дополнительного образования ДДТ «Современник» Татьяна Алексеевна Николаева ведёт занятия по программе «Занимательное мироведение с элементами ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)» для учащихся 1–2-х классов.
25 марта 2010 года в ГОУ ДДТ «Современник» прошел очередной семинар по ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач. Семинар явился продолжением знакомства педагогических работников Дома детского творчества с возможностями использования ТРИЗ в процессе обучения, развития и воспитания детей в рамках дополнительного образования.
5 ноября 2009 года для педагогов дополнительного образования Дома детского творчества «Современник» был проведен первый из запланированных в 2009/2010 учебном году семинар-практикум по ТРИЗ — Теории решения изобретательских задач, основателем которой является наш соотечественник Генрих Саулович Альтшуллер.
Цель семинара: познакомить участников семинара с ТРИЗ как одной из технологий развивающего обучения. Кроме того, важно дать педагогам информацию к размышлению о ТРИЗ, побудить их задуматься о возможности включения элементов ТРИЗ в содержание своего курса.
В Доме детского творчества «Современник» 24 апреля 2007 года был проведен семинар-практикум по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). Семинары по практическому использованию ТРИЗ в основном и дополнительном образовании проводятся в «Современнике» не первый раз, и каждое такое мероприятие пополняет ряды восторженных приверженцев ТРИЗ — теории сильного мышления.
Дом детского творчества «Современник» 29.03.2007 провел семинар-практикум по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) для воспитателей групп продленного дня и учителей начальных классов школ Выборгского района Санкт-Петербурга. Ведущая семинара, заместитель директора по НМР, Широкова Татьяна Сергеевна в практической деятельности познакомила участников семинара с приемами развития творческого мышления младших школьников. Также воспитатели и учителя успешно выполнили задания на развитие смекалки, остроты ума, наблюдательности, нестандартности мышления, быстроты соображения, реакции на неожиданность.
Дом детского творчества «Современник» большое внимание уделяет постдипломному образованию педагогических работников. Поэтому в рамках Подпрограммы «Образование» Программы развития образовательной системы Выборгского района Санкт-Петербурга на 2007-2011 гг. 25 января 2007 г. в учреждении был проведен семинар-практикум по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) для учителей начальных классов школ Выборгского района. Тема семинара-практикума: «Приемы развития мышления учащихся начальной школы с использованием элементов ТРИЗ».
31 октября 2006 г. для педагогов дополнительного образования ДДТ «Современник» состоялся семинар по ТРИЗ.
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, которую придумал изобретатель, фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он изучил около 40.000 изобретений, накопленных в мировом патентном фонде, систематизировал их, обобщил методы получения решений технических задач и вывел законы развития технических систем и 40 приемов (принципов) устранения технических противоречий. Позже, рассмотрев еще 20000 изобретений, автор ТРИЗ добавил еще 10 приемов. Приемы устранения противоречий применяются при решении изобретательских задач, когда необходимо что-либо улучшить в том или ином конкретном объекте. Но всякое изменение какой-либо части объекта чаще всего отрицательно сказывается на других частях объекта. Возникает техническое противоречие: выигрыш в одном сопровождается проигрышем в чем-то другом. Устранить противоречие возможно путем применения приемов.